Рецепты счастья от эпикурейцев и стоиков

На заседании философского клуба, состоявшемся 29 октября, участники начали разговор о философии эпохи эллинизма.

Начало эллинистической философии совпадает с деятельностью Александра Македонского, с прекращением существования  греческих городов-полисов и образованием империи. Жизнь изменяется, нарушается привычный ее темп. Постоянное ведение войн, нарушение привычного образа жизни, несчастья и катастрофы, дестабилизация мира ведет к изменению в расстановке акцентов в самой философии.

- В философии эллинизма главенствующий характер приобретает интерес к человеку, его внутреннему миру. Если в городе-полисе человек ощущал свою тесную связь с обществом и поэтому не мыслил своего счастья вне государства (как это видно на примере философий Платона и Аристотеля), то в огромной империи интерес государства к индивидуальному человеку ослабевает, каждый начинает ощущать себя одиноким перед лицом жизни с ее многочисленными бедами. Люди понимают, что никакое государство не поможет человеку в его бедах, что его счастье зависит только от него самого. Интерес в философских поисках смещается на исследование человеческой природы, индивидуальности, личности, - говорит соведущий встречи, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега.

Представитель эллинизма Эпикур считал, что единственный путь к счастью – занятия философией. Именно она помогает людям избавиться от чувства страха (перед небесными явлениями, богами и смертью), который, по мнению философа, делает людей несчастными.

 «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым, — писал Эпикур. — Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно».

Также Виктор Петрович рассмотрел философию стоицизма.

Стоики, как и эпикурейцы, делили философию на логику, физику и этику. Основатель стоической школы Зенон Китийский образно сравнивал всю философию с яйцом, где скорлупа - логика, белок - физика, желток - этика.

- Логика есть исследование речи (от слова «логос» — слово). Стоики разработали и искусство определения, и риторику, и силлогистику, но больше всего уделяли внимание грамматике и учению о знаках. Они считали, что все наши познания происходят посредством органов чувств, - продолжает Виктор Петрович. - Для борьбы со страстями стоики разработали некоторую классификацию, разделив их на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие. К примеру, печаль в человеке возникает вследствие того, что, по его мнению, дела идут не так, как он того хотел бы. Сострадание — это печаль в связи с незаслуженными страданиями невинных людей, зависть — печаль в связи с благополучием других людей и так далее. По мнению стоиков, все эти страсти неразумны. Ведь к чему бояться того, чего не миновать, зачем печалиться или гневаться по поводу того, что неизбежно? Нужно принимать все как есть, без гнева и пристрастия, полностью полагаясь на неумолимую судьбу, диктуемую мировым логосом. Эти идеи стоицизма, особенно отчетливо высказанные в работах римских стоиков, были весьма созвучны идеям христианства.