Философия Плотина

На очередной лекции по античной философии, состоявшейся в философском клубе 12 ноября, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега беседовал с участниками о древнегреческом философе Плотине.

Плотин не так известен, как Сократ, Платон или Аристотель, но вполне может быть поставлен в один ряд с этими великими мыслителями. До Плотина античная философская мысль развивалась примерно тысячу лет. Существовали различные школы, которые никак не могли найти между собой точек соприкосновения, и Плотин предпринимает беспрецедентную попытку совершить синтез всех предыдущих систем.

Сам он ощущал себя истолкователем учения Платона, хотя в своих трактатах иногда позволял себе поспорить с ним.

- Могу говорить о Плотине много и долго, поскольку писал по нему монографию и диссертацию. Интересно то, что о жизни этого философа можно узнать лишь из работы «Жизнь Плотина», написанной его учеником Порфирием. Жизнеописание своего учителя Порфирий начинает следующими словами: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд оттого, что жил в телесном облике, и из-за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине». Такое начало настраивает на то, что даже из этого жизнеописания о Плотине можно узнать немного. Порфирий продолжает: «А позировать живописцу или скульптору было для него так противно, что однажды он сказал Амелию, когда тот попросил написать его портрет: «Разве мало тебе этого подобия, в которое одела меня природа, что ты еще хочешь сделать подобие подобия и оставить его на долгие годы, словно в нем есть на что глядеть?» Эти фразы блестяще показывают характер Плотина и отношение его к миру материальному. Правда, Амелий все же смог написать портрет философа, став его учеником и посещая его занятия. Возможно, это то единственное изображение, весьма поврежденное временем, которое дошло до наших дней, - рассказывает Виктор Петрович.

Свои лекции, мысли, идеи Плотин начал записывать лишь по просьбе учеников. Заглавий к этим работам он не давал, поэтому ученики озаглавливали их сами. Порфирий перечисляет эти названия: «О прекрасном», «О бессмертии души», «О судьбе», «О сущности души», «О трех начальных субстанциях», «О двух материях», «О качестве», «О диалектике», «О силе и действии», «Против гностиков» и т. д. Всего он насчитал 54 трактата, хотя в действительности их было иное количество. Порфирий, получив после смерти своего учителя наследство в виде его работ, решил их издать. Он пишет, что число 54 его поразило тем, что оно делится на 6 и на 9 — оба числа являются совершенными, что указывает на совершенство самой философии Плотина.

Эти трактаты Порфирий объединил в шесть групп, в каждой группе по девять. Девять по-древнегречески будет «эннеа» (ἐννέα), поэтому они получили название «Эннеады» (т. е. девятки). С тех пор так и называются труды Плотина во всей их совокупности. Особенно важен для понимания всей философии Плотина трактат «О трех первоначальных субстанциях», помещенный первым в пятой эннеаде.  Это, пожалуй, единственный трактат, в котором Плотин делает попытку изложить систему своей философии.

- Мы услышали, что Плотин долго ходил по философским школам и в конце концов остановился на школе Платона. Мне кажется это произошло благодаря тому, что оба философа имели связь с божественным. Именно поэтому Плотин мог отрываться от записи текстов, а спустя время продолжить работать, не перечитывая их. Плотин не придумывал что-то, он записывал то, что ему было открыто свыше, - считает Алена Творогова.

- Интересная мысль. Никогда не задумывался над этим. И это вполне может быть, - Соглашается В. П. Лега. - Взять, к примеру, гениального Моцарта.  В фильме «Амадеус», рассказывающем о его жизни, был эпизод, когда жена композитора приходит к Сальери с нотной рукописью. Тот берет ее сальными руками, думая, что это чистовик и что у Моцарта остались черновики. И удивляется, когда женщина, говорит, что Моцарт не писал черновиков, произнеся такие слова: «Он что, прямо божественную красоту списывает?».

- А откуда у Плотина такое скептическое пренебрежение к телу, ведь тело - это хороший инструмент для проявления души? – звучит вопрос.

- Отвечу по Плотиновски. Тело красиво, потому что в нем есть душа. Мертвое тело безобразно. Душа придает телу гармонию, красоту, движение, мысли, любовь. Тело смертно, оно влечет нас к греховному. Душа ведет нас к истине, благу, любви, - резюмировал соведущий заседания.