От Мировой Души к  Прекрасной Даме

На заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 1 декабря, участники начали разговор о философском смысле словосочетания «Прекрасная Дама».

- Сегодня словосочетание «Прекрасная Дама» звучит несколько экзотично. На самом деле оно выражает некую идею, философский и духовный принципы. Чтобы понять его смысл, нужно вернуться к истокам, а, именно, к учению Плотина, которое рассматривали на прошлых встречах. Но при этом расставим новые акценты, - говорит руководитель философского клуба Сатки, профессор Г. Б. Дергачев.

Любители философии еще раз рассмотрели понятия Единое, Ум, Душа, идея.

- В процессе эманации, истечения энергии, света из Единого (Бога), возникает Ум, который, в свою очередь, порождает внутри себя мир идей. В результате внешнего действия Ума возникает Душа. Одна часть Души обращена к Уму воплощает в себе образы вечных идей эйдосов. Другая часть Души порождает Космос, мир материальный, и все тела. Эту часть Души, которая одушевляет наш мир, Плотин называет Мировой Душой, - продолжает Георгий Борисович. – Со временем понятие Мировая Душа может приобретать другие имена. Скажем, у философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева – «Вечная Женственность».

Душа человека – это обособившаяся часть Мировой Души. В ней есть три уровня: высшая ее часть – ум, а также страстная и вожделеющая части души. Ум остается в Мировой Душе и является залогом связи человека с ней и Единым. Страстная и вожделеющая части души осуществляют заботу о теле в материальном мире. Однако души могут быть так  сильно увлечены заботой о теле, что забывают свою собственную природу и забывают того, кто их породил, т.е. мировую душу, ум и Единое. Но, как отмечает, Плотин,- в душе человека существует еще серединная часть, сознание, способность концентрации внимания, благодаря чему человек может осознать свой внутренний мир, изначальную свою природу и перенести внимание с внешней на внутреннюю часть души. Тогда он соединится с Душой, Умом и ему откроется путь к Единому, Богу.

И вот здесь помощь человеку может оказать уже Мировая Душа, Вечная Женственность, которая может персонифицироваться в образе Прекрасной Дамы, и воплотиться в реальной земной женщине. Но эти мотивы возникают уже в христианской традиции, христианской культуре, на которую значительное влияние оказал неоплатонизм.

Разговор о ликах Прекрасной Дамы в истории европейской культуры продолжится на следующей встрече философского клуба.