Еще раз о Прекрасной Даме

На очередном заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 8 декабря, участники продолжили разговор о Прекрасной Даме - образе, занимающем центральное место в творчестве Александра Блока.

- Мы должны понимать, что Блок символист. Язык символов невозможно интерпретировать через логику. Символ - знак многосмысленный. В свое время профессор Лосев писал, что символ невозможно исчерпать и в тысячах понятий, - говорит руководитель философского клуба Сатки, профессор Георгий Дергачев. – Словосочетанию Прекрасная Дама предшествовало понятие «Вечная женственность», впервые использованное Гете в завершающих строчках второй части «Фауста». Вечная женственность - «трансцендентная сила, любовно поднимающая человека в область вечной творческой жизни».

После Гёте образ Вечной женственности использовался также и другими философами, поэтами и писателями, став универсальным символом высшего начала женственности. Вечную женственность видели в образе Божьей матери (посредник между Богом и людьми), а также в образе Софии. София - Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.  София представляет собой Вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. В любви каждого мужчины происходит соединение с Вечной Женственностью, существующей как объективное идеальное начало в каждой женщине. В таком соединении мужчина и женщина преображаются и приобретают богочеловеческие черты. В этом — высший смысл любви.

 - У Блока Вечная женственность обретает более конкретное выражение – Прекрасная Дама. Его творчество связано с этим мистическим образом, - продолжает Георгий Борисович. – Рожденный мистиком, Блок чувствовал, что окружающий его социальный мир бездушен, холоден и жесток.  Он терзаем сомнениями, постоянно находится в поисках своего пути, предчувствует будущие трагический события.

Увлекшись идеями Владимира Соловьева, поэт видит спасение мира в божественном начале, нисхождении  на землю «Вечной Женственности». В этот период появляется таинственный и волшебный цикл «Стихов о Прекрасной Даме». В лирической героине цикла слились черты мистического небесного образа и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.  К сожалению, «Вечная Женственность» так и не смогла довоплотиться в образе его возлюбленной, что привело поэта к внутренней трагедии, разочарованию, депрессии.

- В более позднем творчестве Блок ищет забытые черты Прекрасной Дамы в других женщинах, в том числе, обращается к вечным образам мирового искусства. Например, Донне Анне из «Дон Жуана» или Беатриче – образ, воспеваемый Данте Алигьери, всегда светлый, небесный, воссоединяющий с Богом, - сказал Г. Б. Дергачев. – В конечном счете, душа Блока возрождается через единение с Душой России. Образ Родины обретает для поэта смысл, соединяющий его с Богом и  вечностью.

- С радостью участвую в заседаниях философского клуба. Здесь всегда интересно. Сегодня получила еще и удовольствия от прослушанных стихов Блока.  Поражает как глубоко Георгий Борисович чувствует заложенный в них смысл. Проникновенно читает. Затронуло до глубины души, - делится своими впечатлениями Дарина Садритдинова.