Зарождение христианства

На собрании философского клуба Сатки, состоявшегося 10 декабря, разговор шел о мыслителях 2-3 веков, способствовавших формированию будущей христианской философии - Клименте Александрийском, Тертуллиане, Оригене.

Климент Александрийский одним из первых попытался соединить философию с христианством и разработать собственно христианскую философию. Наиболее известные его произведения представляют собой трилогию — «Увещание к грекам» («Протрептик»), «Педагог» и «Строматы». В «Протрептике» Климент обращается к язычникам, убеждая их оставить свои заблуждения и принять христианство, в «Педагоге» он обращается к тем, кто уже поверил во Христа, но еще не стал настоящим христианином, т. е. не изменил всю свою жизнь согласно заповедям Спасителя, а в «Строматах» - научает христианина истинной мудрости.

- Согласно Клименту Александрийскому, задача философии - служить христианству. Он считает, что древнегреческая философия «есть некоторым образом результат действия божественного Промысла». Поэтому те, кто изучают ее, «понимают, что она является ясным подобием истины, дарованым эллинам Богом. В результате они не только не удаляются от веры, увлекаемые этой колдовской магией, но, напротив, ограждаются ею как неким прочным оплотом, открывая в ней своего рода союзника, помогающего утвердиться в вере. Через сопоставление различных учений истина выясняется полнее и глубже, а за ней следует откровенное знание, гносис», - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега - О необходимости философствовать, размышлять говорит само Евангелие. «Я не утверждаю, что поиск вообще не нужен, - говорит Климент. – Но ведь не зря сказано: «Ищите, и найдете». Нужно искать истину, а это возможно только путем философствования».

Во II в. на почве христианства возникают гностицизм, докетизм и другие религиозные течения. Борьбу с ними своей главной задачей считал младший современник Климента Александрийского Тертуллиан. Причина возникновения этих ересей, считал он, лежит в стремлении аллегорически толковать Священное Писание.

- В толковании Священного Писания Тертуллиан избегал всякого аллегоризма, понимая его только буквально. Мыслитель считал,  если Господь что-то хотел сказать, то Он это и сказал. Человек в своей гордыне придумывает всякие аллегорические толкования, философские смыслы, которые лишь уводят его от истины. Если что-то в Библии непонятно, если что-то кажется противоречащим здравому смыслу или другим положениям Священного Писания, то это означает, что истина, сокрытая в Библии, превосходит наше понимание, - продолжает Виктор Петрович. – А философия, по Тертуллиану, абсолютно чужда христианству. Ведь вера в Иисуса Христа уже содержит в себе всю истину во всей полноте, она не нуждается ни в каком доказательстве и ни в какой философии. Отсюда вытекает известный тертуллиановский тезис: «Верую, ибо абсурдно». Современные атеисты часто интерпретируют эту мысль как признание самими христианамив нелепости своей веры. Ведь обычно абсурдность некоего положения свидетельствует о его ложности. Однако Тертуллиан указывает не на бессмысленность евангельского повествования, а на его чудесность. Ведь факт, который оказывается абсурдным с точки зрения человеческого разума (смерть Бога, воскресение Иисуса Христа и т. п.), можно объяснить только в том случае, если Иисус Христос — это не обычный человек, а Богочеловек, Который может нарушать законы нашего мира. Евангельские события, говорит нам Тертуллиан, не абсурдны, не бессмысленны, а чудесны, сверхъестественны.

Но, отрицая на словах философию, на деле Тертуллиан использует многие философские положения: например, сократовский метод самопознания, кинический принцип опрощения жизни, а также многие стоические положения. Например, во взглядах на свободу человека он, как и стоики, с одной стороны, утверждает, что судьба человека полностью определена Божественным провидением а, с другой стороны, не отрицает человеческой свободы, иначе не нужен был бы закон. Человек свободен и может выбирать между добром и злом. Будучи не совсем благ, не имея совершенной божественной природы, человек часто выбирает не совсем то, что ему нужно.

Также в этот раз любители философии говорили об ученике Климента Александрийского Оригене. Основные философские взгляды этого мыслителя изложены в трактате «О началах». Именно эта работа содержит основные положения, которые были осуждены как еретические на V Вселенском соборе.

- Влияние Оригена на последующую христианскую мысль невозможно преувеличить, поскольку ему принадлежит роль первопроходца во многих вопросах, в том числе и в смене философских ориентиров. До него христианство в основном ориентировалось на стоическую философию. Ориген был первым, кто сделал упор на платонизм, который в дальнейшем для многих и на Западе, и на Востоке стал основой христианской философии, - рассказывает В. П. Лега. - Мыслитель соединяет античное философское учение о едином и единственном Боге с христианским учением о Пресвятой Троице. Бог совершенен, следовательно, неизменен. Все материальное изменчиво, значит, Бог нематериален. Бог не может быть телом, ибо тело временно, делимо, состоит из частей. Бог же вечен, прост и неизменяем. Бог есть начало начал и поэтому прост, ведь если бы Он состоял из неких частей, то эти части были бы началами Бога, и тогда Бог не был бы началом. Поскольку Бог бестелесен, Он есть Ум, а поскольку Бог есть начало, то Он и Источник ума.