Об этике Августина

На заключительной встрече, посвященной философии средневекового философа Аврелия Августина, были затронуты темы счастья, любви и других категорий этики.

Проблема любви у Августина тесно связана с проблемой свободы, поскольку человек часто выбирает то, что любит. А поскольку человек выбирает либо добро, либо зло, то и любовь может быть доброй или злой. Добро человек выбирает вследствие благодати Божией, а зло — вследствие поврежденности грехом.

- Если душа стремится к Богу, то тело влечется к телесному. Отсюда возникает телесная любовь и любовь духовная. Они могут друг другу противоречить. Если человек увеличивает любовь телесную, то любовь духовная у него уменьшается, и наоборот, - рассказывает соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега. - Духовная любовь, основанная на свободной воле, является свободной, в отличие от любви телесной, которая несвободна и подчиняется законам телесного мира. Человек может любить свою любовь или, наоборот, ненавидеть ее, и именно в этом состоят основы нравственности человека. Если человек наслаждается тем, чем надо просто пользоваться, то это, в конечном счете, приводит к страданию; если человек только пользуется тем, чем надо наслаждаться, это также приводит к страданию. Наслаждаться — значит любить нечто ради него самого. Пользоваться — значит любить его ради чего-то другого.

Интересен взгляд мыслителя на заботу человека о своем здоровье. Он указывает, что надо любить свое собственное тело и заботиться о своем здоровье, но не придавать этому самодовлеющее значение, т. е. любить свое тело надо не ради собственного тела, а ради Творца, который это тело создал. Здоровье - дар, который помогает нам действовать в мире, любить ближних, помогать им, не отвлекать все силы общества на свою персону.

- Августин справедливо считается философом, который первым рассмотрел проблемы истории человечества в философском контексте. В Античности не было философии истории, не было линейного представления о времени. Мир представлялся цикличным, все в нем постоянно повторяется, продолжает Виктор Петрович. - Для Августина античный циклизм неприемлем хотя бы по одной простой причине: если Бог сошел на землю, стал человеком и искупил наши грехи, то в мире циклическом искупительная жертва Спасителя теряет свой смысл. Эта жертва имеет смысл, только если наш мир единственный и имеет свою собственную историю. Основное произведение Августина называется «О граде Божием», точнее, «О государстве Бога». Из самого названия следует, что существует некое государство, некий небесный божественный град, в котором будут жить праведники и которое противостоит другому сообществу — государству земному. Жители земного государства живут по человеческим стандартам, земным законам; жители небесного града живут согласно Божественной воле. Первые любят себя, вторые — Бога; первые наслаждаются тем, чем надо пользоваться, вторые — имеют истинную любовь. Нельзя, конечно, понимать, что это какое-то конкретное историческое или географическое образование. Земной град не соответствует никакому земному государству, более того, ни один человек не знает, к какому граду он принадлежит. Ибо каждый человек совершает в своей жизни такие поступки, которые могут соответствовать и одному, и другому граду; только один Бог знает, к какому граду принадлежит человек, спасется он или нет.

- Создается впечатление, что природу всего существующего мы можем познать и объяснить. А все ли уже создано Богом? Что если с самого начала человек заблуждался, выбрав один путь развития, называющийся им эволюцией, и движется в сторону умаления добра? Потому и мир идей встречается нам так редко, в мгновения озарения, потому в нашем мире так много парадоксов, - говорит Дарина Садритдинова.

- Есть прекрасная работа Николая Бердяева «Смысл творчества», где он поднимает вопрос, что далеко не все создано Богом. Человек был создан Богом, чтобы продолжить его творческую деятельность. Согласно Агустину, разум человека поврежден первородным грехом. Чтобы он ни хотел делать, он всегда будет двигаться в сторону умаления добра. Мы, как дети, убежавшие от родителей. Думаем, что поступаем правильно, а потом понимаем, что совершили ошибку. И соглашусь, что мы смотрим не в ту сторону. Мы любим то, что не достойно любви, наслаждаемся тем, чем нужно просто пользоваться, - сказал В. П. Лега.

- В истории человечества войны всегда присутствовали. Мне интересно, почему они не заканчиваются даже в 21 веке, что мешает нам избежать их? – звучит следующий вопрос.

- Отвечу словами Августина. Человек поврежден первородным грехом. Невозможно научить хромого, слепого, глухого научить быстро бегать, метко стрелять и играть на фортепиано. Наша «инвалидность» проявляется в жадности, лености, гордыни. Человеку всегда чего-то не хватает. И как бы это пессимистично не звучало, сколько существует мир, столько будут войны и грабежи. Наша задача – по возможности уменьшить зло. Это одна из важнейших проблем. Думаю, мы не раз еще к ней вернемся, - ответил Виктор Лега.