Сократы Средневековья

На заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 10 февраля, участники продолжили разговор о средневековой схоластике.

В этот раз заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега рассказал собравшимся о жизни и мировоззрении Петра Абеляра. За мощный и пытливый ум современники называли мыслителя «Сократом Средневековья», а сам Абеляр считал Сократа своим учителем и старался ему подражать. Об этом говорят и названия таких его работ, как «История моих бедствий», «Да и нет», «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя».

- Абеляра, конечно, интересовали все вопросы, над которыми билась схоластическая философия того времени: и вопрос об универсалиях, и отношение веры и разума. В отношении последнего Абеляр утверждал, что все недоразумения происходят из-за того, что путают философию (диалектику) и софистику. Первая основывается на истинности доводов. Вторая – на их подобии. Софистика учит ложным доказательствам, диалектика разоблачает их лживость. Таким образом, если смысл решения проблемы отношения веры и разума, предложенный Ансельмом Кентерберийским, выражается фразой: «Я верую, чтобы понимать», то Абеляр высказывается в ином духе: «Я понимаю, чтобы верить». Абеляр отдает предпочтение знанию перед слепой верой. Он пишет, что во многих областях знания имеется прогресс, в вере же нет никакого прогресса, и объясняется это тем, что люди закоснели в своем незнании и боятся высказать что-то новое, считая, что, положение, которого придерживается большинство, содержит в себе истину, - говорит Виктор Петрович.

Философия Абеляра становится средоточием одной из главных проблем средних веков, получившей название спор об универсалиях. По сути, это возрождение спора Аристотеля с Платоном об идеях. Вместе с тем философ призывает к веротерпимости, утверждая, что в каждой религии есть доля истины и даже христианство не обладает всей ее полнотой.

Также любители философии познакомились с Шартрской школой, основанной в 990 г. Фульбертом недалеко от Парижа. За любовь к античной философии и вообще к философии основателя школы также называли Сократом. Философы шартрской школы пытались преодолеть противоречия между философией и религиозным мировоззрением, между наукой и религией. Основную свою задачу представители этой школы видели в том, чтобы совместить философию и религию и установить союз разума и веры. Они опирались преимущественно на античные философские источники, главным образом на Аристотеля, Боэция и платоновского «Тимея».