Последователи Аристотеля

Продолжение лекции по средневековой схоластике состоялось 18 февраля на заседании философского клуба Сатки.

В этот раз заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега остановился на арабской философии, поскольку без нее невозможно понять католическую философию XIII и последующих веков. Центром философской жизни становится Дамаск, а затем Багдад.

- Ислам к тому времени еще не представлял собой большой религиозной и политической силы, поэтому философы действовали совершенно спокойно, не опасаясь преследования со стороны мусульманских правителей. Существовали школы, которые занимались переводами на арабский язык античных трактатов. Так, в Багдаде был знаменитый «Дом мудрости», в котором были переведены на арабский язык работы Гиппократа, Галена, Евклида, Архимеда, Птолемея, Платона, Аристотеля, неоплатоников. На арабский язык были переведены практически все работы Аристотеля, кроме «Политики». Платон также был известен достаточно хорошо, - говорит Виктор Петрович. - Однако для арабских философских школ было свойственно не совсем точное представление об античной философии. И часто трактаты одних философов приписывались другим. Так, например, были переведены на арабский язык некоторые эннеады Плотина, однако авторство приписывалось Аристотелю, поэтому их так и назвали — «Теология Аристотеля». Работы Прокла переведены были также под именем Аристотеля и назывались «Книга о причинах».

В это время философия развивается в основном как применение аристотелевских и платоновских принципов к положениям мусульманского богословия. Одним из первых арабских философов был аль-Кинди. Как Аристотель, он считал философию венцом всего научного знания. Мыслитель не ограничивался мусульманским мировоззрением и указывал, что истина — истина везде. Как и Аристотель аль-Кинди считал, что полное ее познание возможно при помощи разума. Однако было и существенное отличие от Аристотеля, обусловленное мусульманским характером мировоззрения философа. Он утверждал, что целью всего существующего является Аллах, в котором существует вся полнота истины. Поэтому познать истину могут лишь пророки.

На философию Аристотеля опирался и другой арабский философ аль-Фараби. Прежде всего, его интересовала логика. Именно аль-Фараби собрал и упорядочил все логические трактаты Аристотеля. Среди наиболее значительных его произведений «О том, что должно предшествовать изучению философии», «Об общности взглядов двух философов — божественного Платона и Аристотеля», «Слово о классификации наук», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Логику он понимал как инструмент для познания истины, поэтому ее необходимо изучать всем.

Наиболее выдающимся мыслителем после аль-Фараби был известный арабский мыслитель Ибн Сина, более известный в Европе как Авиценна. Свою философию он разрабатывал в традиции  философии Аристотеля. Главная книга Ибн Сины — «Книга исцеления», насчитывает 18 томов.

Также собравшиеся остановились на еврейской философии, развивавшейся параллельно с арабо-мусульманской и в некоторой степени зависевшей от нее.

- Зависимость объясняется тем, что иудеи, жившие в рассеянии, в основном были сконцентрированы в арабских странах и пользовались теми же философскими источниками, что и арабы. Хотя, разумеется, религиозная основа иудейской философии была совершенно иной. В первую очередь, конечно, это Тора — Пятикнижие Моисея, главная священная книга иудаизма. В первой половине 1-го тысячелетия сформировался Талмуд (букв. «учение») — огромный кодекс вероисповедной и морально-юридической мудрости евреев. Существовало в иудаизме и мистическое направление, связанное с учением Каббалы (букв. «Предание»), - продолжает Виктор Лега. - Многие философы поднимали проблему существования Бога и разработали целую серию доказательств Его бытия. Так, Ибн Пакуда доказывает это исходя из сложности мира; Ибн Цаддик из Кордовы в своем «Микрокосме» утверждает существование Бога, ссылаясь на случайный характер мира; Ибн Дауд из Толедо ссылается на необходимость перводвигателя и на различие между возможным и необходимым.

Одним из самых известных иудейских философов Средневековья был Моисей Маймонид (Моше бен Маймон). Его научное наследие включает многочисленные работы по логике, философии, еврейскому религиозному законодательству, медицине.