Философия доминиканского монаха

На встрече, состоявшейся 25 февраля, любители философии продолжили разговор о средневековой схоластике.

В этот раз соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега остановился на мировоззрении доминиканского монаха Фомы Аквинского, написавшего большое количество работ. В том числе комментарии к различным книгам Библии, к «Сентенциям» Петра Ломбардского, к книгам Боэция, «Божественным именам» Дионисия Ареопагита, «О причинах» Прокла и к работам Аристотеля. Вышла его полемика с аверроистами в Парижском университете под названием «Спорные вопросы» и небольшие философские трактаты: «О существовании и сущности», «О вечности мира против ворчунов» (под ворчунами подразумеваются августинианцы), «О единстве разума против аверроистов». Особо можно выделить две знаменитые работы Фомы Аквинского: «Сумма истины католической веры против язычников и «Сумма теологии». Она написана Фомой в последние годы жизни и считается неоконченной.

- Приступая к исследованию любой проблемы, Фома Аквинский начинает с того, что излагает все возможные точки зрения, в том числе и нелицеприятные для Католической Церкви. В этом плане у него существует строгая схема: он начинает с перечисления различных возражений тому положению, которое собирается отстаивать. Затем мыслитель приводит цитату из Библии или какого-нибудь отца Церкви, которая опровергает перечисленные ранее возражения. Далее - обосновывает это церковное положение и излагает истинный взгляд по данному предмету. В конце соответствующего раздела Фома, опираясь на только что доказанное в общем виде положение, отвечает на приведенные в начале возражения, - говорит Виктор Петрович. - Этот метод Фомы Аквинского надолго закрепится в западном схоластическом мире, его строгое отношение к мышлению перейдет через схоластику и в философию Нового времени.

Участники встречи познакомились с рассуждениями Фомы Аквинского, убеждающих человека в существовании Бога, его представлениях о человеке, душе, мире, государстве.

Согласно Фоме Аквинскому именно государство должно способствовать возвышению нравственного состояния человека. Мыслитель исследует различные концепции государства, насчитывая, как и  Аристотель шесть форм. Три правильных - монархия, аристократия и демократия и три неправильных — это тирания, олигархия (власть немногих) и охлократия (власть толпы). Наиболее правильным типом государства Фома считает монархию, поскольку она соответствует тому, что есть в природе. У человека есть одна душа, и он управляется этой душой; миром правит один Бог, поэтому и государством должен править один правитель.