Флорентийские платоники

На заседании философского клуба, состоявшегося 18 марта, любители философии продолжили разговор о философии эпохи Возрождения.

Встреча началась с рассмотрения мировоззрения самого значительного после Петрарки философа-гуманиста Лоренцо Валлу. Самая большая его работа – «Об истинном и ложном благе» представляет собой дискуссию о высшем благе трех собеседников – стоика, эпикурейца и христианина. Их позиции – свободная авторская интерпретация философских прототипов.

- По мнению Лоренца Валлы самое главное в нашей жизни – наслаждение. Он приводит серьезные аргументы, доказывая, что чувства, помимо того что дают нам способность испытывать наслаждение, служат еще и для самой жизни, и для познания мира. Благодаря чувствам живое существо сохраняет свою жизнь, а наслаждение является тем критерием, посредством которого оно может избегать опасности или стремиться к тому, что помогает ему выжить. Добродетель может пониматься только как полезность для человека, а критерием полезности для Валлы является наслаждение или ненаслаждение. Понятие нравственности из этой системы отсчета просто исчезает, - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.

Лоренцо Валла – показатель того культурного и духовного климата, который возникает в Италии 15 века. Он явился ярким выразителем настроений народа во времена Возрождения. В атеистической литературе, начиная еще с эпохи Просвещения, принято считать Возрождение временем расцвета искусств и наук, находившихся в небрежении ко времена «темного Средневековья». Однако в действительности отказ от традиционно понимаемых христианских ценностей приводил многих и к отказу от общепринятых нравственных норм. Убийства и грабежи становятся обычным делом, чудовищная жестокость отличает многих правителей итальянских городов. На это же время приходится расцвет инквизиции.

Вторым этапом ренессансной мысли называют платонизм. И самым ярким его представителем стала Флорентийская платоновская академия. Среди ее представителей выделяют: Георгия Гемиста Плифона, Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Плифон пишет работу «О том, чем отличается Аристотель от Платона», в которой доказывает превосходство платоновской философии над аристотелевской. Но главным трудом его жизни является трактат «Законы», в котором он излагает свое учение, названное им «эллинской теологией». Задача, которую он ставит перед собой, — преодолеть существующий в христианстве разрыв между божественным и природным. Вселенная, по его мнению, не может быть сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна.

- Название «академия» за флорентийскими платониками закрепилось в силу их вольного характера; это было не официальное учреждение, а кружок гуманистов, объединившихся вокруг своих лидеров, одним из которых был Марсилио Фичино, и вокруг почитаемого ими великого античного философа Платона. Фигура Фичино уникальна не только в истории Возрождения, но и вообще в мировой культуре. Перевел на латынь труды Платона, Плотина, а также их последователей, - продолжает Виктор Петрович. – Философию Фичино рассматривал как сестру религии, а о мире учил по образцу неоплатоников, считая его иерархически упорядоченным.