Философы Возрождения

Участники заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 22 апреля, продолжили разговор о мировоззрении философов эпохи Возрождения.

Ведущий встречи,  заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега рассказал собравшимся о философии Томаса Мора и его труде «Утопия». 

- «Утопия» состоит из двух частей. Первая – критика современного общества, где мыслитель выступает против смертной казни, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Мор предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей. Вторая - описывает сам остров Утопия, идеальное общественное устройство, которое может сделать жизнь человеческую счестливой. Причина зла в нашем мире – частная собственность. Не будет ее - будет равенство и изобилие. Отказ от денег и богатства является залогом  восстанавливления истинной человеческой природы.

Большую часть наследия Томаса Мора занимают антипротестантские трактаты, направленные против учения Лютера о рабстве воли, попыток реформаторов третировать разум, противопоставив ему веру и откровение. В трактате «Утешение в скорби», который был написан Мором в Тауэре, мыслитель разбирает разные виды скорбей и искушений. Казнь не позволила его закончить.

Наиболее значительным французским философом эпохи Возрождения является Мишель Монтень - родоначальник нового литературного жанра — эссе. В своих трудах мыслитель показал себя прекрасным знатоком истории, но исторические сюжеты служат ему лишь способом описания различных сторон человеческой природы. Зависть, гнев, суетность существования, скорбь, сомнение, жестокость, пьянство, любовь и другие страсти человека являются предметом рассмотрения Монтеня. После Монтеня во Франции появится целое поколение скептиков, таких как Шаррон, Декарт.

Завершилась встреча кратким обзором идей философов XVI в, которых объединял интерес к познанию мира и стремление к его переустройству,  овладению им.

- Одна из особенностей натурфилософии этого периода — обожествление природы, представление о ней как о живом организме. К этому выводу приводило философов их стремление найти в природе внутренний источник ее движения, не прибегая при этом к концепции неподвижного перводвигателя. Например, Бернардино Телезио считал такими источниками движения тепло, идущее от неба, и холод, идущий от земли. Франческо Патрици утверждал, что поскольку способность движения имеется лишь у живого существа, имеющего душу, то и мир наш одушевлен и является живым организмом. Томмазо Кампанелла также был согласен с тем, что мир есть чувствующий живой организм, а его основой являются так называемые прималитеты -  сила, мудрость и любовь, - отметил В. П. Лега.