Искусство – зеркало и пророк

Все ли произведения современных художников, музыкантов можно отнести к искусству, где в наши дни проходит граница искусства и обыденной жизни? В этих и других вопросах пытались разобраться участники заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 6 июля.

В поисках ответов на вопросы любители философии обращались в основном к произведениям современных композиторов. В том числе к произведениям Джона Кейджа (США) «Музыка перемен» и «433″». Последняя пьеса  интересна тем, что на всём протяжении ее исполнители не извлекают звуков  из своих инструментов; по задумке автора ее содержанием являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время «прослушивания» композиции.

- Мировоззрение Кейджа было сформировано под влиянием восточной философии, и это отражалось в его музыке. Принцип его творчества – случайность. И инструменты он использовал необычным образом. Так, между струнами рояля он вставлял монетки, спички и звук менялся, - рассказывает музыкант педагог Виталия Калугина (Москва).

- Для меня искусство - уникальный продукт того человека, который в чем-то выше, лучше других. И, конечно, искусство должно приносить нам эстетическое наслаждение, побуждать нас к чему-то. Можно не относить то или иное произведение к искусству, считать их временным явлением. Но учитывать их надо. Скажем, философия современного рэпа во многом заключается в том, что его авторы ищут ответы на вопросы, волнующие  людей во все времена: в чем смысл жизни, что такое любовь, какое нас ожидает будущее и т.п., - считает Светлана Гилязова.

- Наверное, произведение искусства должно быть прекрасным, но я не знаю, что это такое. И для меня искусство это то, в чем есть философия, то, что ставит мучительные, сложные вопросы, то, что заставляет удивляться, - добавляет Андрей Яров.

Разговор о современном искусстве стал продолжением дискуссии о связи философии, искусства и науки.

- Философия и искусство – две совершенно неразлучных вещи. Искусство – это творение, созидание. Испокон веков его истоком считалась религия. Скажем, музыка – удары, шаманские песнопения и т.д. С тех самых пор искусство неотделимо от человеческой жизни. Все исторические процессы и события отражаются в нем, - говорит педагог Виталия Калугина.

- А что первично, наука или искусство? Или одно другое дополняет? – звучит вопрос.

- В конкретное время, в конкретной ситуации приоритет может меняться. Это то же, как ответ на вопрос, что было вначале: курица или яйцо. С одной стороны,  созерцая художественный образ, мы получаем наслаждение, а с другой стороны, эти же образы  располагают нас к логическому мышлению, - отвечает Сергей Жеребцов.

Примеры тесной связи науки и искусства привела  Виталия Калугина.

- Один из важнейших аспектов в искусстве, которым я сейчас занимаюсь -  развитие речи детей, их межполушарных взаимосвязей и выстраивание правильных нейронных связей с помощью музыкальных упражнений. Занятия детей творчеством влияют на развитие их интеллекта, - говорит она. Теорию музыки я называю музыкальной математикой. В свое время были найдены идеально строгие формы музыкальных произведений, создающие гармоничный творческий объект, при восприятии которого у человека происходят правильные нейрофизиологические процессы.