Коперниканский переворот в философии

Участники философского клуба Сатки завершили разговор о философии французского просвещения и начали рассматривать философскую систему немецкого мыслителя Иммануила Канта.

Встречу провел заведующий кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктора Лега. Прежде чем перейти к изучению жизнедеятельности яркого представителя немецкой классической философии, он остановился на мировоззрении еще четырех представителях философии французского просвещения: Жюльене Офре де Ламетри, Дени Дидро, Клоде Адриане Гельвеции и Поле Анри Дитрихе Гольбахе.

Поскольку Ламетри был врачом, исследования человека с точки зрения физиологии были следствием его профессионального интереса. Ламетри развивал точку зрения Декарта, согласно которой животное есть «машина», которая действует по своим законам. Никакой души у животных не существует. У человека есть душа, но организм его действует по тому же принципу, что и организм животных, следовательно, независим от души.

Дени Дидро был наиболее известным французским материалистом. Большую часть жизни он работал над эпохальным трудом своего времени «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел». Это первое в истории человечества энциклопедическое издание, в котором были собраны и обобщены все научные, философские, религиозные, культурные, литературные и другие знания. Среди философских произведений мыслителя наибольшее значение имеют работа «Разговор Д’Аламбера и Дидро», в которой сформулировано мировоззрение Дидро, и «Письмо о слепых, предназначенное зрячим», где он впервые выразил свои мысли как зрелый философ, избавившийся от некоторых своих сомнений. Перу Дидро принадлежат, в том числе, и литературные произведения, например, «Племянник Рамо», «Монахиня», «Жак-фаталист и его хозяин».

Более последовательно этические взгляды разрабатывал Клод Адриан Гельвеций. В своей работе «О человеке» он говорит, что никакой врожденной нравственности не существует. Не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание Гельвеций понимает широко: это не только увещевательные слова родителей и педагогов, но совокупное воздействие окружающего мира — и общества и природы. Основой воспитательного процесса, по Гельвецию, является физическая чувствительность человека к боли и наслаждению. Именно через восприятие того и другого человек начинает понимать, что для него хорошо, а что плохо.

Гольбах - крупнейший систематизатор мировоззрения французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость

материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Он утверждал, что материя — это единственная никем не сотворенная, вечно существующая субстанция. Следовательно, нет и Бога-Творца. Самая знаменитая работа Гольбаха «Система природы» есть система философского материализма.

Настоящую революцию в философии совершил немецкий мыслитель Иммануил Кант. Сам он называл ее «коперниканским переворотом». Если до Канта предметом философии был мир, то Кант смещает интерес на человека. Человек - первый и единственный предмет философии и философствования.

- Творчество Канта обычно делят на два периода: докритический и критический (соответственно названиям трех его основных работ — «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»). Слово «критика» в понимании мыслителя – исследование. Чистым он называет разум, не наполненный эмпирическим содержанием. Здесь явно видно влияние лейбницевской школы. Ум, как некоторая способность мыслить, не зависит от чувств.- это и есть чистый разум, - говорит Виктор Петрович.

Замысел Канта весьма прост и логичен: необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: что такое наука? Какие имеются основания в человеческой познавательной способности, позволяющие человеку создавать доказательное, общезначимое и эмпирически проверяемое знание, называемое наукой? Затем необходимо ответить на вопрос об основаниях метафизики, а после этого, сравнив основания науки и метафизики, ответить на вопрос: возможна ли метафизика как наука?

Для достижения этой цели Кант разработал особую терминологию и строгий план исследования.