Культура в цифре
Что такое культура, как она взаимодействует с цифровым миром, способна ли цифровая культура поглотить аутентичную? Об этом и многом другом дискутировали участники философского клуба Сатки, онлайн-заседание которого состоялось 9 июня.
Руководитель философского клуба, российский философ, академик Российской академии естественных наук, профессор ГИТИС, советник президента Российского общественно-политического центра Георгий Дергачев отметил, что тема встречи «Культура в цифровом мире» выбрана не случайно.
– В настоящее время мы переходим в новую эру. Появляется новая цифровая цивилизация, новая система ценностей, образования. Все сферы нашей жизни начинают меняться. Так, буквально вчера президент подписал закон о создании единого реестра данных россиян. И отношение к этому у людей неоднозначное. Уверен, наша сегодняшняя беседа даст ответы на многие интересующие вопросы, – сказал он.
Докладчиком по заявленной теме выступил руководитель школы культурологи НИУ «Высшая школа экономики», профессор, специалист по проблемам культуры, философии, эстетики Виталий Куренной. Он начал с общего понятия слова «культура», а затем перешел к понятиям цифровой мир и цифровая революция.
– Считается, что наступление цифровой культуры, эпохи компьютеров разрушает привычную культуру, сознание становится образным, клиповым. Люди перестают воспринимать длинную мысль, длинное повествование. Так ли это? – обращается к аудитории Виталий Анатольевич. – Я опираюсь на концепцию итальянского ученого, философа Умберто Эко. Он считал, что массовая культура всегда была клиповой, образной, визуальной. На протяжении столетий большая часть людей была неграмотной и получала информацию о мире в храме. А что такое храм? Это развернутый экран, который в картинках показывает, как устроен мир, что такое хорошо, что такое плохо. Что заслуживает одобрения, что нет? И лишь небольшой процент людей читал книги, участвовал в дискуссиях. Современная цифровая культура просто сделала это явление более заметным.
Как ученый, могу сказать, что благодаря цифровой культуре, оцифровке, гигантской работе, которую ведут институты, я сегодня, находясь на природе, имею доступ к большему количеству книг, чем Умберто Эко в своей библиотеке. С точки зрения знания, цифровой мир открывает перед нами гигантские возможности.
– Если человек сложился, то действительно цифровые технологии и информационный мир открывают очень много возможностей, – соглашается Георгий Дергачев. – А когда речь идет о ребенке, школьнике, который не выпадает из этого образного мира, который начинается для него с рождения. Можно ли выскочить из сформированного клипового сознания, став взрослым?
– Повышенное ощущение тревоги за детей связано с тем, что раньше мы не имели такого массового доступа к информации. Чтобы что-то выяснить, нужно было встретиться с друзьями, пойти в парк и прислушаться к разговорам подростков. Думая, что все школьники сидят и читают, мы просто не знали, чем они занимаются. А сегодня, благодаря цифровой среде, легко можем это увидеть. Наше знание о мире стало более широким, это и делает нас более тревожными. Но не потому, что мир стал хуже, – комментирует Виталий Куренной. – Смотря на своих студентов, я не вижу, что дети стали меньше читать.
– И все же, как сегодня оградить молодое поколение от негативной информации в цифровом мире? – интересуется участник философского клуба Павел Зызин.
– Я вижу решение проблемы только в просвещении и развитии у детей навыков критического, рационального мышления. А ограждать, запрещать не только не возможно в современном мире, но и вредно. Человек все равно будет беззащитен перед разного рода глупостями и искушениями.
Единственный способ – научить его понимать, что не всей информации в интернете можно доверять. Важны соответствующие курсы в школе, университетах. Необходимо развивать образовательные программы.
Также участники затронули вопрос, может ли цифровая культура, всеобщее тиражирование привести к кризису, поглотить аутентичность, и пришли к выводу, что не может.
– Опасение по поводу того, что цифровая культура убьет аутентичность в нашем мире, несостоятельна. Глобальная культура не уничтожает локальную, наоборот она – залог того, чтобы локальная почувствовала свою ценность, востребованность, – считает Виталий Анатольевич.
– Согласна, что виртуальная культура никогда не заменит живую. Самые приятные впечатления, душевные размышления вызывает непосредственная близость к культурному произведению. Если я стою в музее и смотрю на оригинал картины, если я читаю книгу, а не ее электронный вариант, если я совершаю не виртуальную экскурсию, а реальную. Именно душа и настоящие живые эмоции позволят нам противостоять клиповой культуре. Цифровой мир дает большие возможности, знания, но никогда не заменит классику, – делится мнением участница философской встречи Светлана Гилязова.
Стоит отметить, что встреча получилась рекордной не только по количеству участников (заседание собрало 58 любителей философии из Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, а также разных городов Челябинской области), но и по времени. Дискуссия длилась практически 3 часа, но и этого времени собравшимся не хватило, чтобы обсудить все вопросы, поэтому было принято решение посвятить в ближайшем будущем данной теме еще одну встречу.
Ксения Максимова
Магнезитовец