Новый томизм

На очередной встрече любителей философии Сатки говорили о неотомизме. Встречу провел заведующий кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.

Слово «неотомизм» произошло от имени Томас Аквинос , то есть Фома АквикНеотомизм основателем является крупнейший  религиозный католический мыслитель Этьен Жильсон. Второй представитель Жак Морите.

Неотомизм – наиболее авторитетное течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского. Два наиболее крупных его представителя – Этьен Жильсони  и  Жак Маритен.

- Причем здесь Фома Аквинский и почему именно он? На это вопрос фактически дал ответ Этьен Жильсон, которого считают основателем неотомизма в своей автобиографической работе «Филоф и теология». Это взгляд философа на эволюцию учения в современном католицизме. Католическая Церковь в начале XIX в. была сугубо фидеистической (ставящей веру выше разума). Только верой оправдывается человек, а разум не должен играть никакой роли. Такая позиция не могла устроить многих католиков, и в конце XIX — начале XX в. начинаются внутренние поиски, особенно обострившиеся с появлением «Творческой эволюции» Бергсона. Успехи науки XX в. показали, что разум — это все же не орудие дьявола, и наука — это могучая сила, с которой философы и богословы не могут не считаться. Философия Бергсона стала на некоторое время той теорией, которая смогла убедительно показать, каким образом разум включен в структуру бытия, каким образом разумное познание сочетается с познанием интуитивным, которое является основой религиозной веры. Но в конце концов католические богословы поняли, что разум, о котором говорит Бергсон, соотносится с верой не совсем так, как учит об этом Церковь, - рассказывает Виктор Петрович. - Из философии Бергсона следует, что разум и интуиция — это две ветви одной эволюции, которые, исходя из некоего общего момента, в дальнейшем уже не пересекаются. Таким образом, получается некая раздвоенность познания, которая может быть преодолена в жизненном порыве (élan vital), а это понятие уже не христианское, а скорее основанное на гностических учениях, возводящее нас к неоплатонизму. Многие богословы начинают искать ответ на вопрос о соотношении разума и веры, или, более узко, о соотношении науки и религии, на путях более традиционных. Многие открывают для себя заново Фому Аквинского. В том числе и Жильсон неожиданно для себя открыл Фому Аквинского. Прочитав «Сумму теологии», он удивился, как же до сих пор люди не понимали, что именно здесь содержатся ответы на все вопросы. Он стал работать и дальше в этом направлении, и во многом благодаря его усилиями, а также усилиям других мыслителей, особенно Жака Маритена, начинает возрождаться томизм — философия и богословие Фомы Аквинского. 

Главным в неотомизме является вопрос о взаимоотношении веры и разума. Ответ на него состоит в том, что вера и разум не противоречат друг другу, а наоборот, находятся в гармонии: как вера не может существовать без разума, так же и разум не может существовать без веры. 

Чтобы объяснить сущность томизма, Жильсон прибегает к известной фразе Августина: «Возлюби — и делай, что хочешь». Христианство — религия свободная, но эта свобода основана на любви. Перефразируя Августина, Жильсон определил сущность томизма такими словами: «Веруй — и думай, как хочешь». По Жильсону, томизм не сводится к слепому исповеданию тех истин, которые изложены в «Сумме теологии». Наоборот, Фома Аквинский показал людям, как можно свободно мыслить в рамках христианства, не будучи ограниченным той или иной философской или догматической системой.