Философия поэзии Тютчева и загадки Балканской цивилизации

Об удивительной судьбе Тютчева, его мировоззрении и творчестве  участникам онлайн-заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 18 июня, рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и литературы ГИТИС Татьяна Леонидовна Скрябина.

– Назвала сегодняшнюю встречу «Опыт самопознания в поэзии Тютчева». Потому что Тютчев – поэт-философ, считавший, что поэзия может и должна быть соперницей философии. По мнению Федора Ивановича, поэзия представляет колоссальный ускоритель сознания, а философская мысль, обогащенная ритмом и музыкой – это и есть поэзия. Он считал, что поэзия может стать соперницей философии по части познания тайн, загадок, неразрешимых вопросов бытия, – говорит Татьяна Скрябина. – Часто мы воспринимаем Тютчева как поэта конца 19 века. Между тем, он – младший современник Пушкина, родившийся в 1803 году. Тютчева можно считать поэтом, который поведет русскую поэзию вкось от Пушкина, создаст свою собственную тютчевскую линию, станет предтечей символистов.

Две очень важные темы творчества Тютчева – самопознание и хаос. Самопознание для него – возможность человека проникнуть под завесу своего эго, а  хаос – не беспорядок, а хранилище высших тайн. Так, стихотворение «День и ночь» содержит глубокую мысль о том, что день – это блистательный покров, накинутый на тайны хаоса, бездны, вселенной. А не  наоборот.

– Надо сказать, что Тютчев до сих пор остается не до конца исследованным и понятым поэтом. Он не особо ценил свои стихи и не хотел их публиковать. Федор Иванович был феноменально рассеянным человеком. Однажды, разбирая свой архив, он случайно бросил в камин часть своего поэтического наследия, в том числе перевод «Фауста» Гёте, – продолжает Татьяна Леонидовна. – Вообще Тютчев не считал себя поэтом и писал не для читателя. Это давало ему свободу самовыражения, в том числе выражения его сокровенных философских метафизических исканий. Почему не для читателя? Если посмотрим на его биографию, он 22 года провел вне России, в Германии. Две его жены были немки.

Он не слышал русскую речь. И родной язык был для него языком разговора самим с собой. К нему поэт обращался только тогда, когда хотел записать стихотворение. Это уникальный пример в русской поэзии, когда автор над стихотворением почти не работает, не оттачивает его. Все стихи Тютчева – это фрагменты. Как правило, в них 8 строчек. Это разговор с самим собой и с Богом.

Почти все стихи Тютчева написаны на случай. Например, стихотворение Silentium! («Молчи, скрывайся и таи...», которое он адресовал своей возлюбленной Амалии Крюденер. Многие философские стихи в России адресованы женщинам. Одно из них – «Парус» Лермонтова. Сегодня мы воспринимаем его, как рассказ о  стремлении к неизведанному, свободе и воле, одиночестве. В действительности оно было обращено к Варваре Лопухиной, как попытка автора объяснить разрыв с возлюбленной.

Другое стихотворение Федора Ивановича «Волна и душа» интересно тем, что в нем нет ни одного глагола. Автор описывает драматургию души, биение мысли сравнивает с биением океана.

 Сегодня творчество Тютчева было показано на фоне творчества Пушкина. Был упомянут Лермонтов. А были ли знакомы эти поэты? – звучит вопрос от слушателей.

 Нет. Действительно три великих поэта жили в одно время, но ни разу не виделись. Тютчев жил в Германии, лишь изредка приезжал в Россию. Когда в 1836 году его стихи опубликовал в своем журнале Пушкин, Федор Иванович  запланировал встретиться с ним в свой следующий приезд в Россию. Но приехал уже после дуэли с Дантесом. Лермонтов тоже жил сначала в Петербурге, потом на Кавказе.

 Сегодняшняя лекция Татьяны Леонидовны вновь открыла для меня нового человека. До этой встречи у меня был другое впечатление о творчестве Тютчева. Оно казалось мне непонятным, требующим разгадки того, что именно хотел сказать автор. Рассказ о жизни поэта через его творчество помог все расставить на места, многое прояснила для себя, – говорит участница философского клуба Дарина.

Не меньший интерес вызвала у любителей философии встреча, состоявшаяся 17 июня. Ее формат имел больше эзотерический, чем философский характер. Участники беседовали о загадках Балканской цивилизации. Докладчиками выступили доктор философских наук Ина Май Джар, доктор юридических наук, член-корреспондент Академии Инноваций Ольга Лойд, ученый, востоковед, кандидат философских наук, доцент, президент международного дипломатического клуба «Amicability» Сергей Дворянов.

 Каждая новая встреча в философском клубе дарит новые знания. На встрече с гостями из Болгарии открыла много интересных, удивительных, захватывающих фактов. Например, о том, что у них в стране, как и в Египте, тоже есть пирамиды. Еще больше захотелось посетить Болгарию, познакомиться с ее достопримечательностями, прикоснуться к истории этой страны, – делится участница философского клуба Алена Творогова.

Ксения Максимова
Магнезитовец