О душе, познании, государстве

На очередном заседании философского клуба Сатки, состоявшемся 24 сентября, участники продолжили разговор о мире идей Платона.

Обращаясь к диалогам Платона «Менон» и «Федон» заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега остановился на учении древнегреческого философа о душе.

– Учение Платона о душе тесно переплетено с другими его идеями. Так, знание он называет припоминаем того, что душа видела в  мире идей и забыла после вселения в тело. В диалоге «Менон», Платон устами Сократа приводит доказательство этого. Сократ просит пригласить юного мальчика раба, который по определению ничего не знает, и вступает с ним в беседу. И в ходе разговора, без каких-либо подсказок,  мальчик формулирует теорему Пифагора. Сократ говорит, видите, он сам вспомнил, а я лишь помог ему.

В своих диалогах Платон не только доказывает существование души, раскрывает ее природу, но и приводит доказательство того, что она бессмертна.

– Шесть доказательств бессмертия души найдем в диалоге «Федон». Самое знаменитое, с которым согласится даже материалист, звучит так: «Любая вещь состоит из частей, имеет пространственную протяженность. Душа нематериальна, следовательно не имеет частей, поэтому неуничтожима», – продолжает Виктор Лега. – Чтобы понять весь спектр  учения Платона (об идеях, душе, теории познания) достаточно прочитать его диалог «Государство».  Поскольку, чтобы построить идеальное государство, в котором не будет зла, нужно ответить на вопросы о мире, душе, истинном знании.

Диалог в «Государстве» выстраивается как обычно вокруг одного вопроса, который  Сократ предлагает обсудить своим друзьям, а в данном случае это «что такое справедливость».  С точки зрения автора государство и должно являться выражением идеи справедливости.

Существуют  четыре типа государств, которые постоянно  сменяют друг друга: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Что делать, чтобы разорвать этот круг?  – Искоренить причину зла – любовь к материальным вещам и частную собственность.

– По мнению Платона, государство должно учитывать способности людей, каждый должен заниматься тем, к чему склонен. Управлять государством должны философы, которые воспринимают  мир идей, и, следовательно, знают абсолютную истину. В таком государстве будет царить гармония и справедливость. Охранять государство должны стражи, работать – ремесленники. В идеальном государстве Платона нет никакой личной и частной собственности, в том числе традиционной семьи, жены (мужа), детей, – говорит Виктор Петрович. – Понимаю, что это мнение философа вызывает весьма противоречивые чувства. В защиту Платона скажу  лишь, что не надо забывать в какое время писалась книга. И ход мыслей его можно понять. Платон считал, что, не зная, кто конкретно является твоим ребенком, родителем, ты будешь любить и относиться ко всем одинаково. Выступая сейчас, как адвокат Платона, хочу, чтобы вы знали, что в нашу следующую встречу, 1 октября, выступлю в роли его критика. Начнем наш разговор об Аристотеле.