Закат гуманизма?

Участники заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 6 октября, продолжили разговор о гуманизме.

– Один из тезисов, завершивших предыдущую беседу, касался того, что в 21 веке гуманизм переродился в эгогуманизм, мерой всех вещей которого является не какой-то человек, а я. И все хорошо, что хорошо для меня, – напомнил соведущий встречи Андрей Яров, предложив участникам высказать свое мнение об этом.

– Эгогуманизм в настоящее время абсолютно распространенное явление. Человек сам несет ответственность за свою жизнь. Мы все любим учить других. А посмотреть на себя со стороны сложнее. Гуманизм же – это прикрытие. Деление общества на касты, существовавшее в античности, есть и в наши дни, и будет всегда. Права людей есть лишь на бумаге. На деле все решают связи и деньги, – считает участница философского клуба Алена Творогова.

Также в этот день любители философии затронули понятие трансгуманизма. Данная философская концепция основывается на идее улучшения физических, умственных и эмоциональных качеств человека с помощью современных технологий. Ее приверженцы верят, что новейшие разработки избавят людей от старения, смерти и неизлечимых болезней. В перспективе они рассматривают возможность переноса человеческого разума в компьютер, что даст людям возможность жить вечно. В ходе разговора о трансгуманизме у участников возник вопрос о том, считать ли людьми детей, рожденных из пробирки.

– С моей точки зрения, это вопрос человеческой договоренности на уровне международного права. Пока ответ на него каждый дает себе сам. До сегодняшнего дня человечество даже не договорилось, с какого момента начинается человеческая жизнь. В одних странах, согласно правовым документам, – с момента рождения. В других – человек считается человеком сразу после зачатия, и прерывание беременности считается убийством. Точно также нет ответа на вопрос, когда человек заканчивается. Человек, лежащий в коме несколько лет и мозговая активность которого равна нулю, это все еще человек или нет? – отвечает Андрей Юрьевич.

– Современные технологии достигли таких высот, что человека не просто можно выращивать в пробирке, а возможно редактировать его геном и создавать породу служебных людей. Можно «подрезать функции» и убирать определенные качества свойственные человеческой природе, связанные с творчеством, серьезной мыслительной деятельностью и т.п. Другими словами, можно производить людей, которые могли бы выполнять какую-либо функциональную работу без предъявления претензий на большее. То есть роботов в человеческом обличии, – добавил руководитель философского клуба, профессор Георгий Дергачев.

– А мне кажется, чтобы человек перестал развиваться, не обязательно обращаться к технологиям. Достаточно создать определенные внешние условия его жизни. Всем известно, что у человека есть точка невозврата. Так, ребенок, воспитанный животным, никогда не станет полноценным человеком, – сказала Алена Творогова.

Важную роль в понимании места гуманизма, по мнению участников, призвана сыграть философия. Гуманность – это человечность. Но человек сложен. Как говорил Ф.Достоевский в нем постоянно борются два начала: и добро и зло. И порой, истинную человеческую природу мы обретаем только после того, как побываем в бездне.