«О чем молчат, когда говорят о балете?»

Так звучала тема встречи любителей философии Сатки, состоявшейся 9 октября в режиме онлайн.

Свой доклад собравшимся представила участница философского клуба Сатки, студентка ГИТИС Дарина Садритдинова. Будущий хореограф остановилась на таких моментах, как история и язык танца, что нужно сделать, чтобы искусство балета стало более понятным для людей.

– Не согласна с тем, что балет – элитарное искусство. О нравственных ценностях, о которых рассказывают герои балетных спектаклей, знают все. Следовательно, и понять их могут тоже все, – считает девушка. – В древности люди общались с помощью языка жестов. Поэтому сегодня мы на подсознательном уровне чувствуем, расположен наш собеседник к общению или нет, счастлив он или обременен проблемами. Стоит лишь взглянуть на его позу. С самого начала люди танцевали, чтобы общаться друг с другом и природой на одном языке. Балет – это танец, следовательно, он доступен каждому.

– А я, как зритель, считаю, что балет сложный вид искусства. И к его восприятию нужно готовиться. Нужно учиться понимать музыку, движения, – отметил участник беседы Сергей Жеребцов.

– Да, образованный человек легче поймет язык балета. Но если зрителю вдруг что-то стало не понятно, он всегда может обратиться к источникам информации и восполнить пробелы. Главное, чтобы возникло желание, интерес, – согласилась Дарина. – А сделать язык танца понятным – это задача хореографов. Наш мастер говорит, что без идеи невозможно искусство. Мы можем нарисовать полоску. Но главное для нас, сделать так, чтобы она стала значимой для других, чтобы человек увидел в этой полоске себя, свою жизнь.

Так о чем же молчат, когда говорят о балете? О том, что артисты балета живут только в зале и ничего не знают о жизни за его пределами. Воспринимая друг друга, как партнеров по сцене, они, порой, не знают, как строятся отношение между мужчиной и женщиной в реальной жизни. У них болят суставы, голова раскалывается от музыки. И свой выходной им хочется провести не двигаясь, не дыша.

– Интересно, а есть ли в балете дискриминация артистов по какому-либо признаку при распределении ролей? – звучит вопрос.

– Балет – жестокое искусство. Но успех артиста решает все-таки его талант. Чтобы не происходило, на сцену выходят сильнейшие. Мир принимает личность. И если эта личность более яркая, чем предыдущая, то она будет продвигаться. Если темнокожая девушка понимает суть балета «Лебединое озеро», где далеко не о птицах речь, если может привнести в него что-то свое, это получит отклик у зрителя. Артистка не будет танцевать плохо, будет танцевать по-своему. Да, она может не попасть на сцену других театров, но в своем будет звездой. И чтобы посмотреть на нее, люди будут приезжать со всех стран. В том случае, если настолько сильна. Как раз недавно темнокожая балерина стала солисткой одного из театров США, исполнила роль Одетты. Тело у темнокожих более раскрепощенное и открытое. И это здорово, их пластика имеет место быть, – отвечает Дарина.

Важно отметить, что настоящее собрание Философского клуба открыло формат заседаний «Свободный микрофон», когда по пятницам каждый желающий, если у него есть, что сказать членам клуба, может взять слово и выступить со своим докладом.