Визуальный знак эпохи

О моде, механизме ее развития, стиле, костюмах говорили участники заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 13 октября.

В этот раз встречу провела доктор культурологии, профессор Антонина Кикоть. Она рассмотрела костюм, как визуальный знак эпохи.

- Костюм – это не просто брюки и пиджак, юбка и шляпка. Это своеобразный феномен в социокультурной среде. Прежде, нужно идентифицировать понятия «костюм» и «одежда». Последнее означает покровы человеческого тела. В костюме практическая функция (защиты от холода, укусов насекомых и т.п.) никогда не существовала сама по себе, но только в тандеме с эстетической, - говорит Антонина Андреевна. –  Костюм – произведение декоративно-прикладномго искусства. В нем отражается целая эпоха, ее архитектура, живопись. К примеру, античные драпировки очень напоминают  желобки (каннелюры) на колоннах древнегреческих  или древнеримских храмов. Костюм воспринимается не только визуально, у него есть музыкально-шумовое сопровождение. Я не говорю о бубенчиках, которыми любят украшать свои наряды восточные народы. Мы прекрасно слышим шелест шелка, скрип кожи. Различны и тактильные ощущения. Безусловно, присутствует ароматы, поскольку в сферу костюма как правило входят парфюмы.

Порой костюм может рассказать о человеке больше, чем он сам: о его положении на иерархической лестнице, философско-религиозном воззрении, профессии, чертах характера, возрасте.

- Если смотреть на историю костюма нашей страны, чаще вспоминаются мужские имена. Значит ли это, что законодателями моды являются мужчины? – интересуются участники встречи.

- И в Европейской моде рулят мужчины. Но есть счастливые исключения. Скажем, Коко Шанель, ее дом моды  до сих пор процветает. И в советской моде есть Надежда Романова. В 1925 году, когда Россия была в руинах после гражданской войны, она завоевала Гран-при Парижской выставки за свою коллекцию костюмов. Ткани не было, и модельер  собирала  ее по всем деревням - домотканые скатерти, старые рубашки и т.п. Итог работы был поразительным, - отвечает Антонина Кикоть.

- А какие тенденции существуют в моде сегодня?

- Мы с вами живем в эпоху постмодерна, когда возможно все. Живем на стыке тысячелетий. В моде происходит своеобразный ремикс, когда используются достижения всех предыдущих эпох используются в импровизированном виде. Нельзя сказать про какое-то одно направление. Сегодня может сочетаться абсолютно несочетаемое. Помните, в произведении Чехова «Три сестры» удивляются, как к розовому платью, можно было надеть зеленый пояс. Сегодня можно соединить все, к примеру, вечернее платье с кроссовками, гламур и джинс. Существует много стилей.

 - Раньше мода существовала. Мы носили то юбку-карандаш, то годе, а сегодня мода только на подиуме. И то, посмотришь и не веришь, что это вообще носят в простой жизни. Порой не отличишь  - женщина или мужчина представляют костюм. А среди обычных людей нет увлечения какими-то деталями, кроме рваных джинсов, - считает участница философских встреч Ирина Гусева.

- Мне кажется, что в итоге мы все же вернемся к стандартам, которые похожи на классику, - добавляет Алена Творогова.