Лоскутное одеяло свободы

Что такое свобода, как ей распоряжаться, нужна ли она человеку? Эти и многие другие вопросы обсудили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся онлайн 20 октября.

- Мы начинаем задавать себе вопросы о свободе, когда оказываемся на ее границе, когда начинаем чувствовать какие-то ограничения. Скажем, мы понимаем, что есть свобода дышать в тот момент, когда, вдруг, лишаемся воздуха. Или был приведен хороший пример, что в связи с пандемией нас лишают самой элементарной свободы – выходить на улицу, ездить в общественном транспорте, - говорит Андрей Юрьевич. - И возникает еще один момент, насколько законы ограничивают нашу свободу или помогают   нам реализовать ее.  Одни воспринимают законы исключительно как ограничения, другие, как то, что позволяет оградить нашу свободу от вторжения других людей, социальных явлений, которые кажутся нам деструктивными.

- Получается, наша свобода простирается до тех пор, пока она не противоречит интересам других людей? - звучит вопрос от участников.

- Наверно универсального ответа на этот вопрос нет. Например, свобода слова – это возможность говорить порой очень неприятные вещи другому. И все же мы считаем ее одной из важных.  Или свобода совести. Религиозные взгляды одного могут возмущать и даже оскорблять других. У свободы от пыток, свободы от цензуры и ограничения свободы во время пандемии разные границы, - отвечает Андрей Юрьевич.

Диапазон понятия свобода очень широкий. Начиная с рассуждений о свободе слова, любители философии дошли до дискуссии о мировых конституциях.

- Говорить про свободу нужно с учетом конкретной страны, уровня ее развития, традиций, культуры. Ведь до сих пор существует кровная месть у кавказких народов, к примеру, - высказал свою точку зрения Григорий Гусев.

- Не соглашусь с этим. Вспомним пример из жизни, когда норвежский диспетчер неправильно принял самолет, разбилась семья, а чеченец – отец семейства приехал и убил этого диспетчера. Это люди разных стран. Где свобода и ее понимание? Нужно все-таки апеллировать термином, понимаемым  одинаковым для всех, живущих на Земном шаре, - считает Амир Гилязов.

- Насколько мы можем говорить об универсальных вещах, актуальных для всего человечества и о более частных, локальных -  самый важный вопрос социальной философии. Универсального ответа на него нет. С точки зрения одних, есть только  локальные культуры, которые определяют ту степень свободы, которая соответствует его развитию. С другой точки зрения, должны быть некие универсалии, которые защитят любого человека и не разрешат тем же самым аборигенам меня съесть. Об этих универсалиях, связанных с самыми элементарными свободами, человечество должно договориться.  Или все распадется на лоскутное одеяло, - сказал Андрей Яров.

- Мне понравилось ваше сравнение свободы с лоскутным одеялом. Пусть оно лоскутное, но это единая вещь –глобальная, значимая, - отмечает Наталья Нихоношина.

Вопрос о свободе настолько сложный и многогранный, что участники собрания решили продолжить его обсуждение на следующей встрече.