Об этике, душе и государстве

На заседании философского клуба Сатки, состоявшемся 22 октября, участники продолжили разговор о философии Аристотеля.

Соведущий встречи, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега рассмотрел учения древнегреческого философа об этике, душе и государстве. Свое видение последнего Аристотель излагает в трактате «Политика», содержащем начала социальной и политической философии. Автор рассматривает проблемы семьи как начала государства и гражданства, дает определение государства, показывает правильные и неправильные с его точки зрения формы государственного устройства.

Важное место в философии занимает учение Аристотеля о душе, которое со временем было заимствовано многими христианскими богословами .

 - Для Аристотеля существование души доказывается существованием самодвижущихся предметов. Ранее мы говорили о физике, о том, что согласно представлениям Аристотеля, любое тело движется только потому, что его приводит в движение другое. Но есть такие тела, которые движутся сами.  И Аристотель определяет душу, как суть бытия и форму. Но форму не такого тела, как, например, топор, а естественного, имеющего в себе начало движения и покоя, - говорит Виктор Петрович.

Из учения Аристотеля о душе вытекают вопросы этики. Философ поднимает их в разных работах, прежде всего, в трех трактатах: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика».

- Самая большая из трех – «Никомахова этика». Никомахом звали отца Аристотеля и его сына. И напрашивается вариант, что философ посвятил данную работу сыну, поскольку в ней он пытается найти ответ на вопрос, что такое счастье. А любой отец хочет, чтобы его ребенок был счастлив, - считает Виктор Лега. – Мы всегда что-то выбираем ради чего-то. Многие стремятся к деньгам, власти. Но будем ли люди счастливы, достигнув их?

Главная суть этики Аристотеля – направление свободной и разумной деятельности души к добродетели. Без нее невозможно счастье, составляющее цель жизни.

- Согласно Аристотелю, счастье – это деятельность души в полноте добродетели, а добродетель - склад души, при котором человек хорошо выполняет свое дело. Но понятие счастья - многомерная вещь, одной только философией его не объять. И в будущем мы еще не раз будем говорить о нем, - сказал В. П. Лега.