Феномен счастья

Что такое счастье, может ли испытывать счастье родитель, ребенок которого неизлечимо болен, есть ли люди, которые никогда не испытывают счастья? Об этом и многом рассуждали любители философии на заседании клуба, состоявшегося 22 декабря.

Про счастье говорят и пишут со времен Античности. Но до сих пор мыслители и ученые не могут прийти к единому мнению, что это такое и как его достичь. Все мечтают о счастье, и каждый понимает его по-своему.

- Когда речь идет о счастье, всегда сопоставляю его с другим полюсом. Ты не узнаешь, что значит быть счастливым, пока не испытаешь горя. Точно также мы бы не знали, что такое день, если бы не было ночи. Все познается в сравнении, - говорит руководитель философского клуба Сатки, российский философ Георгий Дергачев. - Нужно ценить каждый момент жизни как возможность соприкосновения с истинной реальностью, а это и может стать причиной переживания счастья человеком.

Читать дальше

Философ христианства

На заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 17 декабря, участники продолжили разговор о философии Средневековья. В этот раз заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега рассказал собравшимся о Блаженном Августине.

- Блаженный Августин (или святой Аврелий Августин) - не просто один из выдающихся философов Средневековья. Это философ, положивший начало всему западному средневековому методу философствования. До Августина, собственно говоря, христианской философии как таковой не было, предпринимались лишь попытки философствовать, опираясь на положения Священного Писания. Августин явился именно тем гением философии (не говоря о других его достоинствах, он был замечательный богослов, церковный деятель, епископ), который заложил начала нового философствования, - отметил соведущий заседания Виктор Петрович.

Читать дальше

Лирик и философ

О творчестве Афанасия Фета, перипетиях его судьбы, музе, вдохновлявшей его на протяжении всей жизни говорили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся 15 декабря и посвященной 200летию со дня рождения поэта.

Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь. Он писал не только стихи, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу.

- Думаю ни у кого нет сомнений, что Фет – не просто поэт, а чародей. Его стихи завораживают читателя, переносят в особый мир, который дарит наслаждение, - говорит модератор Креативного общественного пространства «Арт-Сатка» Юлия Масолова – Поэт был консерватором, не верил в преобразования и считал, что равенство и гармония могут существовать только в искусстве. Его произведения узнаваемы по первым строчкам.

Читать дальше

Зарождение христианства

На собрании философского клуба Сатки, состоявшегося 10 декабря, разговор шел о мыслителях 2-3 веков, способствовавших формированию будущей христианской философии - Клименте Александрийском, Тертуллиане, Оригене.

Климент Александрийский одним из первых попытался соединить философию с христианством и разработать собственно христианскую философию. Наиболее известные его произведения представляют собой трилогию — «Увещание к грекам» («Протрептик»), «Педагог» и «Строматы». В «Протрептике» Климент обращается к язычникам, убеждая их оставить свои заблуждения и принять христианство, в «Педагоге» он обращается к тем, кто уже поверил во Христа, но еще не стал настоящим христианином, т. е. не изменил всю свою жизнь согласно заповедям Спасителя, а в «Строматах» - научает христианина истинной мудрости.

- Согласно Клименту Александрийскому, задача философии - служить христианству. Он считает, что древнегреческая философия «есть некоторым образом результат действия божественного Промысла». Поэтому те, кто изучают ее, «понимают, что она является ясным подобием истины, дарованым эллинам Богом. В результате они не только не удаляются от веры, увлекаемые этой колдовской магией, но, напротив, ограждаются ею как неким прочным оплотом, открывая в ней своего рода союзника, помогающего утвердиться в вере. Через сопоставление различных учений истина выясняется полнее и глубже, а за ней следует откровенное знание, гносис», - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега - О необходимости философствовать, размышлять говорит само Евангелие. «Я не утверждаю, что поиск вообще не нужен, - говорит Климент. – Но ведь не зря сказано: «Ищите, и найдете». Нужно искать истину, а это возможно только путем философствования».

Читать дальше

Еще раз о Прекрасной Даме

На очередном заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 8 декабря, участники продолжили разговор о Прекрасной Даме - образе, занимающем центральное место в творчестве Александра Блока.

- Мы должны понимать, что Блок символист. Язык символов невозможно интерпретировать через логику. Символ - знак многосмысленный. В свое время профессор Лосев писал, что символ невозможно исчерпать и в тысячах понятий, - говорит руководитель философского клуба Сатки, профессор Георгий Дергачев. – Словосочетанию Прекрасная Дама предшествовало понятие «Вечная женственность», впервые использованное Гете в завершающих строчках второй части «Фауста». Вечная женственность - «трансцендентная сила, любовно поднимающая человека в область вечной творческой жизни».

Читать дальше

Дух средневековой философии

О средневековой философии, ее отличии от античной, о рассматриваемых ей проблемах говорили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся 3 декабря.

- Прежде чем перейти к рассмотрению проблем средневековой философии, необходимо дать ей определение. Можно ли сказать, что «средневековая философия» - это философия Средневековья. Вроде бы да, но не совсем. Ведь временные рамки этой эпохи не могут быть названы с устраивающей всех точностью. Начало Средневековья приурочивают к разным датам: ко времени падения Рима (476), к коронации Карла Великого (800) и т.п.  Более правильным было бы найти черты средневековой философии, которые отличали бы ее от философии античной, - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега. - Такой особенностью является способ философствования, характерный для каждой из этих эпох. Средневековая философия — это религиозная философия, а для религиозного мыслителя, к какой бы религии он ни принадлежал, есть истины, не подвергаемые сомнению. Для средневекового мыслителя философские идеи основываются на его религиозной вере, он пытается логически обосновать, интерпретировать и защитить религиозные догматы.

Читать дальше