Разделяющая наука

На собрании философского клуба Сатки, состоявшемся 4 февраля, собравшиеся начали разговор о средневековой схоластике.

Слово «схоластика» в переводе с греческого— школьный, ученый. В позднем Средневековье под схоластикой стали понимать определенный способ философствования и богословствования. В современном понимании схоластика — это нечто мертвое, чуждое жизни, реальным человеческим запросам. На самом же деле под схоластикой в IX–XIV вв. понималась конкретная практика преподавания в западных университетах и школах.

Читать дальше

Об этике Августина

На заключительной встрече, посвященной философии средневекового философа Аврелия Августина, были затронуты темы счастья, любви и других категорий этики.

Проблема любви у Августина тесно связана с проблемой свободы, поскольку человек часто выбирает то, что любит. А поскольку человек выбирает либо добро, либо зло, то и любовь может быть доброй или злой. Добро человек выбирает вследствие благодати Божией, а зло — вследствие поврежденности грехом.

Читать дальше

«Невыразимая печаль» Мандельштама

Очередная встреча философского клуба Сатки, состоявшаяся 26 января в креативном общественном пространстве «Арт-Сатка», была посвящена 130-летию со дня рождения русского поэта Осипа Мандельштама.

Соведущая собрания, модератор «Арт-Сатки» Юлия Масолова рассказала собравшимся о перипетиях судьбы Осипа Мандельштама, его становлении как поэта. Была затронута и тема непростого времени, в котором он жил: две революции, гражданская война, советская власть. Каждая из них нашла отражение в его произведениях. «Адмиралтейство», «Стихи о неизвестном солдате», «Из омута злого и вязкого», «Невыразимая печаль», «Век мой» - эти и многие другие стихотворения О. Мандельштама прозвучали в аудитории в этот вечер.

Читать дальше

Как связаны зло и свобода?

На собрании философского клуба, состоявшегося 22 января, участники продолжили разговор о мировоззрении средневекового мыслителя Аврелия Августина.

В этот раз ведущий заседания заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега остановился на взглядах Августина на проблемы зла и свободы, тесно связанных между собой.

Читать дальше

О справедливости

Что такое справедливость, где ее искать и существует ли она вообще? Об этом рассуждали участники философского клуба на встрече 19 января.

Прежде чем приступить к дискуссии, любители философии посмотрели пятиминутный видеоролик. Его автор, доцент Балтийского федерально университета им. И. Канта Андрей Тесля утверждает, проблема справедливости – это не только проблема взаимодействия с другими людьми, но и с самим собой. Справедливость тесно связана с несправедливостью, обидами, то есть необъективным отношением к себе. Но правильно ли это с философской точки зрения?

Читать дальше

О времени, мироздании и человеке

На заседании философского клуба Сатки, состоявшемся 14 января, собравшиеся продолжили разговор о мировоззрение средневекового философа Аврелия Августина. Встречу провел заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.

Беседа началась с рассмотрения проблемы времени, которая была одной из основных для Августина. Ей мыслитель посвятил практически всю одиннадцатую книгу «Исповеди».

- Согласно Августину о существовании времени можно говорить лишь в аспекте настоящего. Прошлое и будущее существуют лишь как то, что мы в настоящий момент представляем, вспоминаем или предвидим. Мыслитель утверждает: можно сказать, что существует лишь настоящее, а о прошлом и будущем можно говорить лишь как о настоящем прошедшего и настоящем будущего. Все существует в настоящем: прошлое существует в памяти, а будущее — в предчувствовании, - говорит Виктор Петрович. – Неменьшая проблема возникает и в отношении измерения времени. Как можно измерить то, чего уже нет (прошлое), то, что еще не наступило (будущее), и то, в чем нет длительности (настоящее)? Длиной пути, прошедшего стрелкой циферблата или солнцем по небосводу? Но можно ли измерять время расстоянием? Расстоянием можно измерить подобное себе - длину. Так и время можно измерять лишь временем; но как это возможно? Каков временной эталон времени? Ведь он должен иметь длительность, а значит, начало его находится в прошлом, которого уже нет, а конец скрывается в будущем, которого еще нет? Что же это за эталон, имеющий несуществующие границы? Возникает запутанная ситуация. Блаженный Августин пишет: «Время есть не что иное как растяжение, может быть, самой души». «В тебе, душа моя, измеряю я время»

Также в этот раз любители философии рассмотрели учение Августина о мироздании и человеке.

- Мир сотворен разумно. Это Августин иллюстрирует фразой из книги Премудрости Соломона, согласно которой Бог «все расположил мерою, числом и весом». Следовательно, в вещах чисел нет, они существуют в Боге как Его премудрые идеи, - продолжает соведущий заседания. - Человек, по Августину, составляет единство души и тела. Душа есть основа жизни, разумное начало; именно душа сообщает и жизнь телу, и позволяет через тело познавать чувственный мир. Душа бессмертна. Доказательству этого положения Августин посвящает трактат «О бессмертии души». О бессмертии души говорят следующие доводы. Человек при помощи своего разума познаёт истину, которая существует всегда, поэтому и разум также должен существовать всегда.

- На первый вопрос я нашел ответ несколько лет назад, подробно изучая теорию Большого взрыва. Там есть такое понятие, как «антропный принцип», то есть вселенная в первые три минуты имела уже те параметры, которые позволили ей эволюционировать. Согласно современной физике, человек может существовать только в этой огромной вселенной. Что касается жизни на других планетах, то ученые являются большими скептиками, чем христиане. Многие  говорят, что жизнь, скорее всего, есть только на Земле. Для ее появления необходимы такие очевидные условия, как наличие воды, атмосферы, магнитное поле, а также наличие Юпитера и Сатурна (они как два охранника захватывают на себя кометы, летящие к Земле), наличие Луны. Важно и местоположение планеты в галактике. И на нас людях возложена огромная ответственность - сохранить эти уникальные условия на планете, беречь наш мир.