Лирик и философ

О творчестве Афанасия Фета, перипетиях его судьбы, музе, вдохновлявшей его на протяжении всей жизни говорили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся 15 декабря и посвященной 200летию со дня рождения поэта.

Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь. Он писал не только стихи, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу.

- Думаю ни у кого нет сомнений, что Фет – не просто поэт, а чародей. Его стихи завораживают читателя, переносят в особый мир, который дарит наслаждение, - говорит модератор Креативного общественного пространства «Арт-Сатка» Юлия Масолова – Поэт был консерватором, не верил в преобразования и считал, что равенство и гармония могут существовать только в искусстве. Его произведения узнаваемы по первым строчкам.

Читать дальше

Зарождение христианства

На собрании философского клуба Сатки, состоявшегося 10 декабря, разговор шел о мыслителях 2-3 веков, способствовавших формированию будущей христианской философии - Клименте Александрийском, Тертуллиане, Оригене.

Климент Александрийский одним из первых попытался соединить философию с христианством и разработать собственно христианскую философию. Наиболее известные его произведения представляют собой трилогию — «Увещание к грекам» («Протрептик»), «Педагог» и «Строматы». В «Протрептике» Климент обращается к язычникам, убеждая их оставить свои заблуждения и принять христианство, в «Педагоге» он обращается к тем, кто уже поверил во Христа, но еще не стал настоящим христианином, т. е. не изменил всю свою жизнь согласно заповедям Спасителя, а в «Строматах» - научает христианина истинной мудрости.

- Согласно Клименту Александрийскому, задача философии - служить христианству. Он считает, что древнегреческая философия «есть некоторым образом результат действия божественного Промысла». Поэтому те, кто изучают ее, «понимают, что она является ясным подобием истины, дарованым эллинам Богом. В результате они не только не удаляются от веры, увлекаемые этой колдовской магией, но, напротив, ограждаются ею как неким прочным оплотом, открывая в ней своего рода союзника, помогающего утвердиться в вере. Через сопоставление различных учений истина выясняется полнее и глубже, а за ней следует откровенное знание, гносис», - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега - О необходимости философствовать, размышлять говорит само Евангелие. «Я не утверждаю, что поиск вообще не нужен, - говорит Климент. – Но ведь не зря сказано: «Ищите, и найдете». Нужно искать истину, а это возможно только путем философствования».

Читать дальше

Еще раз о Прекрасной Даме

На очередном заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 8 декабря, участники продолжили разговор о Прекрасной Даме - образе, занимающем центральное место в творчестве Александра Блока.

- Мы должны понимать, что Блок символист. Язык символов невозможно интерпретировать через логику. Символ - знак многосмысленный. В свое время профессор Лосев писал, что символ невозможно исчерпать и в тысячах понятий, - говорит руководитель философского клуба Сатки, профессор Георгий Дергачев. – Словосочетанию Прекрасная Дама предшествовало понятие «Вечная женственность», впервые использованное Гете в завершающих строчках второй части «Фауста». Вечная женственность - «трансцендентная сила, любовно поднимающая человека в область вечной творческой жизни».

Читать дальше

Дух средневековой философии

О средневековой философии, ее отличии от античной, о рассматриваемых ей проблемах говорили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся 3 декабря.

- Прежде чем перейти к рассмотрению проблем средневековой философии, необходимо дать ей определение. Можно ли сказать, что «средневековая философия» - это философия Средневековья. Вроде бы да, но не совсем. Ведь временные рамки этой эпохи не могут быть названы с устраивающей всех точностью. Начало Средневековья приурочивают к разным датам: ко времени падения Рима (476), к коронации Карла Великого (800) и т.п.  Более правильным было бы найти черты средневековой философии, которые отличали бы ее от философии античной, - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега. - Такой особенностью является способ философствования, характерный для каждой из этих эпох. Средневековая философия — это религиозная философия, а для религиозного мыслителя, к какой бы религии он ни принадлежал, есть истины, не подвергаемые сомнению. Для средневекового мыслителя философские идеи основываются на его религиозной вере, он пытается логически обосновать, интерпретировать и защитить религиозные догматы.

Читать дальше

От Мировой Души к  Прекрасной Даме

На заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 1 декабря, участники начали разговор о философском смысле словосочетания «Прекрасная Дама».

- Сегодня словосочетание «Прекрасная Дама» звучит несколько экзотично. На самом деле оно выражает некую идею, философский и духовный принципы. Чтобы понять его смысл, нужно вернуться к истокам, а, именно, к учению Плотина, которое рассматривали на прошлых встречах. Но при этом расставим новые акценты, - говорит руководитель философского клуба Сатки, профессор Г. Б. Дергачев.

Читать дальше

О душе, мышлении, зле, благе

На заседании философского клуба Сатки, состоявшемся 26 ноября, участики продолжили разговор о мировоззрении и философии Плотина. Встречу провел заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега.

Большинство трактатов Плотин посвятил описанию трех ипостасей. Издавая их, в шестую эннеаду Порфирий поместил трактаты о Едином, в пятую - об Уме, в четвертую — о Душе.

- Столь пристальное внимание к онтологическим вопросам не противоречит главному замыслу философии Плотина — возвращению человека к своим божественным истокам. Наоборот, это возвращение будет возможным лишь в том случае, если человек отчетливо представит себе картину истинного бытия и увидит, в каком месте божественного мира располагается сущность человека, - говорит Виктор Петрович. - Для Плотина решить какую-либо проблему — значит показать ее место в иерархии ипостасей. Образно говоря, метод философа можно сравнить с планированием географического путешествия. Прежде чем отправиться в далекое странствие, необходимо четко представить, как общую карту местности, так и свой маршрут на ней.

Читать дальше