Античный скептицизм

Участники заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 5 ноября, продолжили разговор о философии эпохи эллинизма. В этот раз речь шла об античном скептицизме.

Скептицизм часто называют пирронизмом, по имени его основателя, древнегреческого философа Пиррона.

- Античный скептицизм, как и вся эллинистическая философия, ставил, прежде всего, этические вопросы, считая главным решение проблемы, как жить в этом непростом мире, как обрести счастливую жизнь, - говорит соведущий встречи, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега. - Скептик считает, что явления и понятия могут восприниматься человеком по-разному, в зависимости от ситуации и положения, в котором он находится.  Он доказывает, что таким образом возникают противоречия, так как одно суждение по отношению к одной и той же вещи может не соответствовать другому суждению. Вследствие равносильности противоположных суждений и окончательной их недоказанности, скептик принимает решение о воздержании от суждения о чем бы то ни было вообще, что приводит его к состоянию невозмутимости и внутренней гармонии.

Читать дальше

Парадоксы прогресса

Что такое прогресс, откуда взялась идея прогресса, стал ли человек более прогрессивным со временем? Об этом и многом другом говорили участники заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 3 ноября.

Прежде, чем приступить к дискуссии, собравшиеся посмотрели видеолекцию писателя и философа Андрея Баумейстера, в которой он рассматривает прогресс, как опасное заблуждение и деструктивную идею. Лектор утверждает, что идея прогресса порождает в современном человеке чувство превосходства перед его предками. Но ответа на вопрос, в чем это превосходство, не найдется. Мы не в праве считать себя лучше людей, живших в 17, 18 веках лишь потому, что нас гаджеты в руках, не в праве оценивать их поступки.

Читать дальше

Рецепты счастья от эпикурейцев и стоиков

На заседании философского клуба, состоявшемся 29 октября, участники начали разговор о философии эпохи эллинизма.

Начало эллинистической философии совпадает с деятельностью Александра Македонского, с прекращением существования  греческих городов-полисов и образованием империи. Жизнь изменяется, нарушается привычный ее темп. Постоянное ведение войн, нарушение привычного образа жизни, несчастья и катастрофы, дестабилизация мира ведет к изменению в расстановке акцентов в самой философии.

Читать дальше

Свобода – ценность и испытание

Участники заседания философского клуба Сатки, состоявшегося 27 октября, продолжили разговор о свободе.

 В этот раз поводом для дискуссии стала лекция писателя и философа Андрея Баумейстера, в которой он развенчивает систему мифических идей о представлении свободы и мышления, созданных либералами в 20 веке.

Читать дальше

Об этике, душе и государстве

На заседании философского клуба Сатки, состоявшемся 22 октября, участники продолжили разговор о философии Аристотеля.

Соведущий встречи, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега рассмотрел учения древнегреческого философа об этике, душе и государстве. Свое видение последнего Аристотель излагает в трактате «Политика», содержащем начала социальной и политической философии. Автор рассматривает проблемы семьи как начала государства и гражданства, дает определение государства, показывает правильные и неправильные с его точки зрения формы государственного устройства.

Читать дальше

Лоскутное одеяло свободы

Что такое свобода, как ей распоряжаться, нужна ли она человеку? Эти и многие другие вопросы обсудили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся онлайн 20 октября.

- Мы начинаем задавать себе вопросы о свободе, когда оказываемся на ее границе, когда начинаем чувствовать какие-то ограничения. Скажем, мы понимаем, что есть свобода дышать в тот момент, когда, вдруг, лишаемся воздуха. Или был приведен хороший пример, что в связи с пандемией нас лишают самой элементарной свободы – выходить на улицу, ездить в общественном транспорте, - говорит Андрей Юрьевич. - И возникает еще один момент, насколько законы ограничивают нашу свободу или помогают   нам реализовать ее.  Одни воспринимают законы исключительно как ограничения, другие, как то, что позволяет оградить нашу свободу от вторжения других людей, социальных явлений, которые кажутся нам деструктивными.

Читать дальше