О душе, мышлении, зле, благе
На заседании философского клуба Сатки, состоявшемся 26 ноября, участики продолжили разговор о мировоззрении и философии Плотина. Встречу провел заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега.
Большинство трактатов Плотин посвятил описанию трех ипостасей. Издавая их, в шестую эннеаду Порфирий поместил трактаты о Едином, в пятую - об Уме, в четвертую — о Душе.
- Столь пристальное внимание к онтологическим вопросам не противоречит главному замыслу философии Плотина — возвращению человека к своим божественным истокам. Наоборот, это возвращение будет возможным лишь в том случае, если человек отчетливо представит себе картину истинного бытия и увидит, в каком месте божественного мира располагается сущность человека, - говорит Виктор Петрович. - Для Плотина решить какую-либо проблему — значит показать ее место в иерархии ипостасей. Образно говоря, метод философа можно сравнить с планированием географического путешествия. Прежде чем отправиться в далекое странствие, необходимо четко представить, как общую карту местности, так и свой маршрут на ней.
В этот вечер затрагивались также такие понятия, как мышление, зло, благо.
- Есть три вещи, которые доказывают объективно, что внешний мир существует вне зависимости от меня: доверие наблюдениям, их повторяемость, согласие, остальных людей с ними. Попробуем приметь это к мышлению. Приведу в пример элементарную фразу: «Дважды два - четыре». Это не просто операция по умножению двух чисел, это такая же реальность, как существование дерева за моим окном. Только дерево я вижу глазами, а математическую операцию – умом, - продолжает соведущий встречи. - При этом объектом мышления может быть что угодно — не только то, что известно человеку, но и то, что он забыл (можно вспомнить), что еще не знает (можно узнать), и даже то, что еще никто не знает (можно впоследствии открыть это знание). Например, Плотин не знал, естественно, философии Канта или теории относительности Эйнштейна, но это не означает, что он не смог бы понять эти теории, стань они известными ему каким-либо образом.
Наличие в мире зла и несправедливости не только не говорит об отсутствии провидения, но, наоборот, входит в божественное представление о гармонии мира. Зло существует именно для человека. Не зная зла, мы не узнаем и добра.
- Плотин приводит такой пример: если землепашец хочет вырастить хороший урожай, он должен не только уповать на милость провидения, но и прилагать свой собственный труд. Также и человек должен не просто наблюдать существование в мире зла, а бороться с ним, - отмечает Виктор Петрович.
-Не согласна с мыслью Плотина о том, что при жизни нужно отречься от всего: от материального и даже от самого себя. Жизнь нам дана для того, чтобы постигать, испытывать самого себя. Жизнь – это и созерцание, и понимание, и испытание. Это движение, - считает Алена Творогова.
- В ходе лекций у меня возникали вопросы, но ответы на них находила в дальнейшем рассказе лектора. Неожиданно возникла интересная ассоциация. Представила, что плотиновское Единое – это одна вечноцветущая роза, а мы – лепестки, которые не могут быть долго ее частью. Отделяясь от цветка, мы становимся людьми. И у нас есть определенный промежуток времени на жизнь. Если мы, эти лепестки, будем думать о том, что мы часть большого бутона, то сможем представить, какого цвета он был, какой у него был аромат. Мы содержим в себе часть большой силы Единого. Для меня много стало понятно, - поделилась Дарина Садритдинова.