Дух средневековой философии

О средневековой философии, ее отличии от античной, о рассматриваемых ей проблемах говорили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся 3 декабря.

- Прежде чем перейти к рассмотрению проблем средневековой философии, необходимо дать ей определение. Можно ли сказать, что «средневековая философия» - это философия Средневековья. Вроде бы да, но не совсем. Ведь временные рамки этой эпохи не могут быть названы с устраивающей всех точностью. Начало Средневековья приурочивают к разным датам: ко времени падения Рима (476), к коронации Карла Великого (800) и т.п.  Более правильным было бы найти черты средневековой философии, которые отличали бы ее от философии античной, - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега. - Такой особенностью является способ философствования, характерный для каждой из этих эпох. Средневековая философия — это религиозная философия, а для религиозного мыслителя, к какой бы религии он ни принадлежал, есть истины, не подвергаемые сомнению. Для средневекового мыслителя философские идеи основываются на его религиозной вере, он пытается логически обосновать, интерпретировать и защитить религиозные догматы.

Первым средневековым философом можно назвать иудейского мыслителя Филона Александрийского. Он написал довольно много различных произведений, в основном комментариев к различным местам Пятикнижия Моисея.

- Филон впервые обосновывает положение, что лучше понять Бога, Библию можно благодаря философии. Она дает ключ к восприятию многих неясных вещей. Есть Бог как творец, о нем ничего мы знать не можем, поскольку его природа непроницаема. Откровения, которые Бог дает человеку, проходят через Логос – некий фильтр дающий им философскую форму. Поэтому занятия философией – это путь к Богу, - продолжает Виктор Петрович. – Филон обосновывает, положение, что Библия не просто повествование, а откровение Бога. В каждой истории есть скрытый философский смысл. Многие сюжеты надо толковать аллегорически.

Также этим вечером собравшиеся погрузились в философский мир  Иустина Философа и его ученика Татиана.

Мировоззрение Иустина как философа не представляет собой строгую систему. У него встречаются идеи стоиков, Филона и платоников. Вместе со стоиками и платониками он убежден в высоком достоинстве человеческого разума и его способности найти истину.

- В своей первой «Апологии» Иустин, почти цитируя Платоново «Государство», пишет: «Если правители и народы не будут философствовать, то гражданские общества не могут благоденствовать». Но Иустин не призывает ни расширять влияние светских философских школ, ни рассматривать в духе стоиков философию как доступный каждому способ жизни. Для христианского апологета, каким являлся Иустин, быть философом — значит быть христианином, а занятие философией означает, прежде всего, распространение христианского знания и христианской веры, - сказал В. П. Лега. - Татиан, в отличие от Иустина, рассматривал греческую философию как сплошное заблуждение или, выражаясь его словами, «творение дьявола». По мнению Татиана, греки украли философию у варваров, а именно у иудеев, но, не добавив к этому ничего, кроме ошибок и заблуждений, до неузнаваемости ее испортили.