Лирик и философ

О творчестве Афанасия Фета, перипетиях его судьбы, музе, вдохновлявшей его на протяжении всей жизни говорили участники философского клуба Сатки на встрече, состоявшейся 15 декабря и посвященной 200летию со дня рождения поэта.

Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь. Он писал не только стихи, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу.

- Думаю ни у кого нет сомнений, что Фет – не просто поэт, а чародей. Его стихи завораживают читателя, переносят в особый мир, который дарит наслаждение, - говорит модератор Креативного общественного пространства «Арт-Сатка» Юлия Масолова – Поэт был консерватором, не верил в преобразования и считал, что равенство и гармония могут существовать только в искусстве. Его произведения узнаваемы по первым строчкам.

Ведущей темой творчества Фета была любовь. А его единственной музой - дочь обедневшего помещика-вдовца с сербскими корнями Мария Лазич.

- История  любви Марии и Афанасия Фета занимает 2-3 строчки в биографии поэта, между тем, это главная встреча в его жизни. Гибель девушки перечеркнула всю прежнюю жизнь Фета и придала трагическое звучание даже самым радостным и светлым его стихам, - рассказывает сотрудник Центральной библиотеки города Наталья Викторовна Гладких.  – Образ Марии Лазич сопровождал поэта всю жизнь. Он винил себя в ее смерти. И посвятил ей сотни стихов, которые она никогда не прочитала.

Нужно отметить, что Фет во многом был философом. Он первым сделал перевод главного произведения Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Поэта привлекали идеи немецкого мыслителя о том, что разум не является главным способом познания. Также Фет хорошо знал философию Канта и интересовался философией буддизма.

- Для Фета, как и для Шопенгауэра, мир, окружающий человека, является своего рода иллюзий, майя, сновидением. Поэтому этот мир не имел для поэта принципиального значения. В нем властвует бессознательная слепая воля. В силу этого он неразумен, несовершенен, полон  страданий. Поэзия  же должна воспевать то, что связывает нас с истоком бытия, с Богом, Вечностью. А это, прежде всего, любовь, красота, природа, музыка  - поясняет руководитель философского клуба, профессор Георгий Дергачев. – Но любовь Фета – не просто любовь к земной женщине. Это, как в свое время отмечал Гете, - трансцендентная сила, любовно поднимающая человека в область вечной творческой жизни.

- У Фета светлая поэзия, легкие стихи, которые легко читаются и запоминаются. Много стихов о природе, любви, взаимоотношения людей.  Готовясь к сегодняшний встрече, обратила внимание на стихотворение «Больной». Его герой ждет выздоровления. И мы тоже ждем нового года и окончания черной полосы, отступления пандемии, - делится Ирина Гусева.

- Находясь на пенсии, я рисую пейзажи. И как молодому художнику, мне созвучна поэзия Фета, великого мастера слова, - добавляет Сергей Жеребцов.