Философ христианства

На заседании философского клуба Сатки, состоявшегося 17 декабря, участники продолжили разговор о философии Средневековья. В этот раз заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега рассказал собравшимся о Блаженном Августине.

- Блаженный Августин (или святой Аврелий Августин) - не просто один из выдающихся философов Средневековья. Это философ, положивший начало всему западному средневековому методу философствования. До Августина, собственно говоря, христианской философии как таковой не было, предпринимались лишь попытки философствовать, опираясь на положения Священного Писания. Августин явился именно тем гением философии (не говоря о других его достоинствах, он был замечательный богослов, церковный деятель, епископ), который заложил начала нового философствования, - отметил соведущий заседания Виктор Петрович.

На протяжении всей жизни Августина волновал вопрос о происхождении зла и страданий. Он не представлял, как возможно зло в мире, сотворенном всемогущим и всеблагим Богом. Ответ на данный вопрос философ находит у Плотина, об этом он пишет в своем труде «Исповедь». На нескольких страницах Августин описывает, какие именно истинно христианские идеи он нашел у Плотина, несмотря на то, что последний не был христианским мыслителем.

В 386 г. Августин пишет свою первую работу «Против академиков» Академики — это философы платоновской Академии, разделявшие скептические взгляды. Августин опровергает идеи скептицизма и становится истинным христианином. После своего крещения быстро поднимается по ступеням иерархии и его возводят в сан епископа.

- За свою жизнь Августин написал огромнейшее количество трудов. Многие из них переведены на русский язык, но еще больше – не переведено. Работы первого его периода написаны под влиянием Плотина и Порфирия. Он даже пишет их в жанре диалогов. Следующий период – антидонатистские трактаты, в которых Августин активно ведет борьбу с ересями. Среди фундаментальных тоудов: «О Троице», «О граде Божием», «Исповедь». В конце своей жизни Августин пишет трактат «Пересмотры», где критически переосмысливает все написанное ранее, - продолжает В. П. Лега.- Чтобы лучше понять философию Августина, нужно, прежде всего, понять его отношение к античной философии. В VIII книге трактата «О граде Божием» автор излагает свое отношение к древнегреческой философии в форме краткого историко-философского экскурса. Философию он называет естественной теологией и указывает, что «если Премудрость есть Бог, через Которого все сотворено, как свидетельствуют о том божественное Писание и истина, то истинный философ — это любитель Бога». Но при всем своем уважительном отношении к античной философии Августин все же оценивал ее так же, как и предыдущие богословы и отцы Церкви — Тертуллиан, Татиан и Иустин, — называя пестрым собранием различных философских положений, которые не могли в целом достичь истин, открытых в Священном Писании.

Естественно, в любой религиозной философии возникает конфликт двух подходов: веры и разума, что в более общем виде может быть выражено как противоречие между религиозным и философским методами познания. Августин впервые вводит положение о том, что вера и разум, различаясь, все же не исключают друг друга. Вера противопоставляется только, рациональному мышлению. Но вера тоже есть мышление. Не всякое мышление есть вера, но всякая вера есть мышление, пишет Августин.

Разговор о Блаженном Августине будет продолжен на следующей встрече. А чтобы лучше понять мыслителя, его мировоззрение Виктор Петрович посоветовал собравшимся посмотреть итальянский фильм «Святой Августин».