О времени, мироздании и человеке
На заседании философского клуба Сатки, состоявшемся 14 января, собравшиеся продолжили разговор о мировоззрение средневекового философа Аврелия Августина. Встречу провел заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.
Беседа началась с рассмотрения проблемы времени, которая была одной из основных для Августина. Ей мыслитель посвятил практически всю одиннадцатую книгу «Исповеди».
- Согласно Августину о существовании времени можно говорить лишь в аспекте настоящего. Прошлое и будущее существуют лишь как то, что мы в настоящий момент представляем, вспоминаем или предвидим. Мыслитель утверждает: можно сказать, что существует лишь настоящее, а о прошлом и будущем можно говорить лишь как о настоящем прошедшего и настоящем будущего. Все существует в настоящем: прошлое существует в памяти, а будущее — в предчувствовании, - говорит Виктор Петрович. – Неменьшая проблема возникает и в отношении измерения времени. Как можно измерить то, чего уже нет (прошлое), то, что еще не наступило (будущее), и то, в чем нет длительности (настоящее)? Длиной пути, прошедшего стрелкой циферблата или солнцем по небосводу? Но можно ли измерять время расстоянием? Расстоянием можно измерить подобное себе - длину. Так и время можно измерять лишь временем; но как это возможно? Каков временной эталон времени? Ведь он должен иметь длительность, а значит, начало его находится в прошлом, которого уже нет, а конец скрывается в будущем, которого еще нет? Что же это за эталон, имеющий несуществующие границы? Возникает запутанная ситуация. Блаженный Августин пишет: «Время есть не что иное как растяжение, может быть, самой души». «В тебе, душа моя, измеряю я время»
Также в этот раз любители философии рассмотрели учение Августина о мироздании и человеке.
- Мир сотворен разумно. Это Августин иллюстрирует фразой из книги Премудрости Соломона, согласно которой Бог «все расположил мерою, числом и весом». Следовательно, в вещах чисел нет, они существуют в Боге как Его премудрые идеи, - продолжает соведущий заседания. - Человек, по Августину, составляет единство души и тела. Душа есть основа жизни, разумное начало; именно душа сообщает и жизнь телу, и позволяет через тело познавать чувственный мир. Душа бессмертна. Доказательству этого положения Августин посвящает трактат «О бессмертии души». О бессмертии души говорят следующие доводы. Человек при помощи своего разума познаёт истину, которая существует всегда, поэтому и разум также должен существовать всегда.
- На первый вопрос я нашел ответ несколько лет назад, подробно изучая теорию Большого взрыва. Там есть такое понятие, как «антропный принцип», то есть вселенная в первые три минуты имела уже те параметры, которые позволили ей эволюционировать. Согласно современной физике, человек может существовать только в этой огромной вселенной. Что касается жизни на других планетах, то ученые являются большими скептиками, чем христиане. Многие говорят, что жизнь, скорее всего, есть только на Земле. Для ее появления необходимы такие очевидные условия, как наличие воды, атмосферы, магнитное поле, а также наличие Юпитера и Сатурна (они как два охранника захватывают на себя кометы, летящие к Земле), наличие Луны. Важно и местоположение планеты в галактике. И на нас людях возложена огромная ответственность - сохранить эти уникальные условия на планете, беречь наш мир.