Как связаны зло и свобода?

На собрании философского клуба, состоявшегося 22 января, участники продолжили разговор о мировоззрении средневекового мыслителя Аврелия Августина.

В этот раз ведущий заседания заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Петрович Лега остановился на взглядах Августина на проблемы зла и свободы, тесно связанных между собой.

- Вопросу существования в мире зла Августин всегда придавал особое значение. Именно поэтому одно время он был сторонником манихейства – религиозного учения, основанного персом Мани (III в.). Разочаровавшись в манихействе, стал скептиком. Но именно решение проблемы происхождения зла в процессе бесед со св. Амвросием Медиоланским и чтения трактатов Плотина привело Августина в лоно христианской церкви. От св. Амвросия Августин принял учение о том, что за существование зла в мире отвечает человек, имеющий свободную волю, а от Плотина взял идею, что злом следует считать не некую самостоятельную субстанцию, а просто более низкий уровень бытия, то есть умаление добра, - рассказывает Виктор Петрович. -  Согласно Августину, любое творение всегда ниже Бога, поэтому в любом творении есть недостаток блага, то есть зло. Августин воспринимает и другую античную традицию объяснения существования в мире зла — стоическую, согласно которой зло и добро находятся в гармонии. Мы познаём зло только тогда, когда знаем добро. Поэтому нам часто кажется злом то, что в действительности является добром. Следовательно, зло — это часть общего порядка мира.

Кроме зла естественного существует и нравственное зло. Естественное зло существует независимо от человека, нравственное зло делает человек. Причиной нравственного зла, или греховности, является не только то, что наша душа сотворена несовершенной. Наша воля сотворена свободной, и поэтому в самой нашей воле имеется возможность грехопадения.

- В работе «О свободе воли» Августин пишет: «Ведь воля наша не была бы волей, не будь она в нашей власти. Ну а если она в нашей власти, то она у нас свободна», - продолжает В. П. Лега. - Свобода, по Августину, есть возможность для свободной воли выбирать наилучшее. В каком случае человек может выбирать наилучшее? Только в том случае, если он осознает все возможные последствия выбора, который перед ним стоит. Чем больше знаний у человека, тем он свободнее. Бог помогает человеку стать свободным, даруя ему Свою благодать.

- Часто задумываюсь, почему один человек стремиться дать оценку поведению другого? Почему мы делим людей на хороших и плохих, почему часто мнения об одном и том же человеке не совпадают? Почему люди склонны к несправедливому взгляду? Только из-за отсутствия знания? А бывает, что кто-то считает, что я совершила в отношении него зло, хотя я сама не чувствую в этот момент дисгармонии и даже не предполагаю о существовании этого человека,  - рассуждает Дарина Садритдинова.

- Иисус сказал: «Ищите, прежде всего, бревно в своем глазу, а не сучек в глазу другого. Наша греховность проявляется в очень многих моментах. И самая главная – гордыня, самоуверенность. Мы легко находим оправдания своим мыслям и поступкам, уверены, что мы - хорошие. А вот окружающие меня люди – все грешники.  Часто мы не умеем объективно себя оценивать. Для этого в христианстве есть важнейшее таинство – исповедь, покаяние, что дает возможность лучше разобраться в себе, - говорит Виктор Петрович. – Нельзя забывать главную заповедь христианства: «Не судите да не судимы будете».