Разделяющая наука
На собрании философского клуба Сатки, состоявшемся 4 февраля, собравшиеся начали разговор о средневековой схоластике.
Слово «схоластика» в переводе с греческого— школьный, ученый. В позднем Средневековье под схоластикой стали понимать определенный способ философствования и богословствования. В современном понимании схоластика — это нечто мертвое, чуждое жизни, реальным человеческим запросам. На самом же деле под схоластикой в IX–XIV вв. понималась конкретная практика преподавания в западных университетах и школах.
- Западные школы появились достаточно давно — с VII–VIII вв., когда стала стабилизироваться жизнь в Западной Европе, начали образовываться монастыри, укреплялась власть пап и епископов. Тогда же возникает необходимость и в укреплении церковной власти, подготовке священнослужителей и образованных монахов, а впоследствии и образованных мирян. Для этого при монастырях и в епископатах создаются школы. Первоначальная причина их возникновения вполне проста и понятна. Языком Римской Католической Церкви являлась латынь, которая к тому времени перестала быть разговорным языком новых народов, населявших Западную Европу. Поэтому возникла насущная необходимость обучения будущих священников латыни, пониманию Священного Писания, творений отцов Церкви, - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.- В дальнейшем из монастырских и епископских школ начинают образовываться университеты. Первый университет был открыт в 1088 г. в итальянском городе Болонья, затем возникают университеты в Оксфорде, Кембридже, Париже. К XI в. относится и начало той философии, которую принято называть схоластической. Представление о схоластической философии как о чем-то мертвом и застывшем восходит к эпохе Возрождения. Именно тогда термин «схоластика» приобрел негативный оттенок.
Между тем у схоластического образования есть важное достижение - умение разделять понятия, четко определять термины. Обучаясь в средневековых школах, человек действительно учился рассуждать, и священник, прошедший схоластическую школу, обладал тонким умением мыслить.
Один из наиболее выдающихся философов-схоластов XI в. — Ансельм Кентерберийский, которого современники называли «вторым Августином». Ансельм систематизировал и рационализировал учение Августина, которое сам великий отец Церкви развивал многие годы своей жизни, часто сомневаясь и отказываясь от ранее высказанных взглядов. Один из таких вопросов — отношение веры и разума. Вера, указывал Ансельм, выше разума, является его основой. Она всегда предшествует разуму. В любом исследовании мы всегда сначала во что-то верим, и в акте веры истина нам дана полностью и целиком, - отмечает Виктор Петрович.
- На протяжении всей сегодняшней лекции у меня не прекращался мозговой штурм. На днях закончила читать исповедь о жизни Льва Толстого. И поняла, как много нового и удивительного можно увидеть в том, на что мы смотрим каждый день. - поделилась своими открытиями Дарина Садритдинова.