Философия и наука
На заседании философского клуба, состоявшемся 25 марта, любители философии продолжили разговор о представителях Флорентийской платоновской академии.
В одном ряду с Фичино лидером флорентийской платоновской академии, стоит Джованни Пико делла Мирандола. Один из знаменитых трудов мыслителя - «900 тезисов», в которых он собрал все, что знал о всех философских системах, и предложил свое учение, претендовавшее на объединение различных философских систем на основе античного платонизма. Главной своей задачей Пико считал всеобщее примирение философов и различных религий: ведь все религии и вся философия происходят от одной истины, содержащейся в универсально понятом христианстве.
- Большой вклад внес Пико делла Мирандола в понимание природы в научном смысле. Пожалуй, он первым из философов стал утверждать, что Бог, с точки зрения неоплатонизма, создает мир сообразно некоторым математическим законам. Бог, творя мир, использовал геометрические, арифметические, алгебраические и другие принципы. Впоследствии на основе этой идеи выдающиеся ученые Нового времени разработают концепцию математического естествознания, - говорит соведущий заседания, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега. - Мысли о математическом устроении вселенной Пико излагал в полемике с астрологами, о которых он написал целую книгу «Рассуждения против астрологии». Астрологи, как считал Пико делла Мирандола, не правы в том, что принимают за истину некоторые вымышленные причины всех явлений. Пико высказывается против разного рода ошибок в истолковании естественных процессов как со стороны астрологов, ищущих причины всего в сочетаниях звезд, так и со стороны обыденного религиозного сознания, которое во всем старается видеть действие ангельских или демонических сил. Во всем имеется своя собственная причина, мир представляет собой цепочку взаимодействующих причин — именно в таком аспекте он возражал как против некоторых религиозных постулатов, так и против астрологических воззрений, появившихся к тому времени в большом многообразии. Астрология принижает человека, показывая полное отсутствие у него всяческой свободы. Если все зависит от расположения звезд и планет, то свободы у человека нет, так зачем же говорить тогда о грехе и о наказании за грех?
Затем Виктор Петрович перешел к рассмотрению мировоззрения великого мыслителя Николая Кузанского, отличающегося от других философов эпохи Возрождения своей систематичностью.
- В возрасте 27 лет Николай Кузанский пишет свою основную работу — «Об ученом незнании», основное положение которой состоит в возврате к богословию ранних отцов Церкви — Оригена и, особенно, Дионисия Ареопагита. В их философии, утверждает автор, заложено истинное понимание Бога, - продолжает Виктор Лега. - В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: то есть это «то, больше чего ничего не может быть». Это и есть Бог.
Николай Кузанский отвергает аристотелевски-схоластическую геоцентрическую концепцию ограниченного мира с неподвижной Землей в его центре, ведь у бесконечного мира не может быть ни центра, ни границы, и даже предлагает нечто вроде принципа относительности Галилея, обосновывая движение Земли: «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным. В самом деле, если бы кто-то на корабле среди воды не знал, что вода течет, и не видел берегов, то как бы он заметил движение судна? Не согласен Кузанский с Аристотелем и в плане понимания им значения математики. Если Аристотель не видел никакой связи математики и физики, то Николай утверждает, что «Бог применил при сотворении мира арифметику, геометрию и музыку вместе с астрономией — искусства, которыми и мы пользуемся, исследуя пропорции вещей, элементов и движения. Арифметикой он их соединил; геометрией придал им фигуру». Таким образом, мыслитель практически вплотную подошел к тем открытиям в области новой физики, авторство которых, как считают, принадлежит Николаю Копернику и Галилео Галилею.