Через сомнения к истине
Участники философского клуба Сатки продолжили разговор о философии Нового времени. В этот раз заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега рассмотрел мировоззрение Рене Декарта.
Имя Декарта известно всем образованным людям. Ему принадлежит открытие законов, которые предвосхитили законы Ньютона, он совершил революцию в математике, создав систему координат и переведя математику на привычный нам язык (ввел понятие переменной, функции, обозначив ее буквой f, степени, обозначив ее при помощи надстрочного знака, ввел буквы для обозначения констант [a, b, c] и неизвестных [x, y, z]). Но Декарт не только математик, физик. Прежде всего, он - философ. Декарт заложил основы новой философии, дав метод, указав предмет и задав цели философии, поэтому все более поздние философы находились под его огромным воздействием и развивали принципы, заложенные в его философии. Вплоть до XIX в. вся философия практически была развитием идей и принципов Декарта. Для него философия не противоречит науке, а наоборот, тесно связана с ней. «…Вся философия подобна дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике», - говорил Рене Декарт.
В своих автобиографических «Правилах для руководства ума» и «Размышлениях о методе» мыслитель показывает, что главное для философа — найти истинный метод. Для достижения истины нужно тщательно исследовать предметы познания и обращать внимание только на то, что является несомненным и ясным.
- Декарт формулирует различные правила, в числе которых есть одно, отличающее его от метода Ф. Бэкона. Как мы помним, Бэкон говорил, что познание человеком истины ограничено существованием ряда идолов, в том числе тем, что человеческий ум всегда ищет гораздо больше порядка там, где порядка на самом деле может и не быть. Декарт же формулирует противоположный принцип: всегда надо искать порядок даже там, где его не видно, «допуская существование порядка даже среди тех предметов, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу, - говорит Виктор Петрович.
Декарт исходит из того, что нужно следовать только тем положениям, которые абсолютно очевидны и ясны. Но, разыскивая таковые, он сталкивается с огромной трудностью. Оказывается, что данные наших чувств не могут быть столь непосредственными и ясными, чтобы дать истину.
- Большую роль в процессе познания занимает интуиция, под которой Декарт понимал естественный свет разума, указывающий на то, в чем невозможно сомневаться. Чтобы найти, где же в нашем разуме содержится истина, Декарт обращает внимание на следующее: можно во всем сомневаться; можно сомневаться в правильности данных органов чувств, даже в том, есть ли тело. Но нельзя сомневаться в одном, говорит он: в самом факте сомнения. Это состояние сомнения является несомненным фактом. Невозможно сомневаться в одном: в том, что я мыслю. Но мыслить может лишь то, что существует. Именно из того, что я мыслю, я заключаю, что я существую.