Геометрический метод Спинозы
О мировоззрении голландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы участникам философского клуба Сатки рассказал заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.
Имя Спинозы хорошо известно каждому. Оно вошло в наш лексикон также, как имена Сократа, Гегеля, Канта. Работ, которые написал философ не так много. Особого внимания заслуживают «Богословско-политический трактат» и «Этика».
- «Этика» по структуре, композиции и способу аргументации напоминает математический трактат. Это произведение построено по тем же принципам, что и произведение Евклида «Начала геометрии». В начале каждой главы Спиноза дает ряд определений и аксиом, на их основе доказывает теоремы, из которых выводит следствия. При доказательстве каждой из теорем он ссылается на какое-то определение, аксиому или уже доказанную теорему — и так на протяжении всех пяти книг этой работы, - говорит В. П. Лега.
По мнению Спинозы, этика – главный раздел в любой философии. А цель философии как и цель жизни любого человека — счастье. И философия должна направлять свои усилия для ответа на вопрос, как его можно достичь. Но, чтобы определить, что такое счастье человека, нужно вначале ответить на вопрос: что такое человек, в чем заключается его сужность? Для ответа на этот вопрос необходимо представлять что такое природа и сущность вообще? Так что все упирается в вопрос о субстанции. Поэтому и начинается «Этика» Спинозы с рассмотрения этих, казалось бы, далеких от насущных проблем вопросов: что такое субстанция? что такое природа?
- Спиноза отмечает, что ощущая себя свободным в Боге, человек становится счастливым. Он живет нравственной, добродетельной жизнью, понимая, что счастье не достигается посредством добродетельной жизни, но есть сама добродетель. Счастье не есть результат чего-то, сделанного человеком, — счастье есть состояние свободы, добродетельной жизни. Добродетель, как утверждает Спиноза в одной из своих теорем, не ведет к счастью, а есть само счастье,- продолжает Виктор Петрович.
Мнение некоторых философов, что Спиноза якобы был атеистом, основывается на некоторых идеях его «Богословско-политического трактата», который был запрещен сразу после выхода в свет и сыграл негативную роль в жизни мыслителя. В нем философ подверг критике текст Священного Писания, прежде всего Пятикнижия Моисеева. Основываясь на анализе языка (а древнееврейский язык он знал блестяще) и на логике, Спиноза пытался показать, что в Священном Писании есть много событий, которые надо толковать по другому, чем это делают католические и иудейские богословы. Исходя из анализа языка и тех реалий, о которых повествуется в Пятикнижии, Спиноза показал, что Пятикнижие написано не во времена Моисея, а гораздо в более позднюю эпоху.