Создатель науки
Очередное собрание философского клуба, состоявшееся 19 августа, было посвящено рассмотрению мировоззрения немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Встречу провел заведующий кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктора Петрович Лега.
Г. В. Лейбница без преувеличения можно назвать одним из величайших философов и ученых человечества. По образному выражению Д. Дидро, он был для Германии одновременно и Платоном, и Аристотелем, и Архимедом.
- Лейбниц находился в постоянном поиске, не был догматическим мыслителем, порой менял свои взгляды. Его интересы были достаточно разнообразными: философия, богословие, математика, механика, физика (ему принадлежит открытие закона сохранения энергии), геология. Число его произведений составляет порядка 75 тысяч, разного объема. В философском плане главной своей работой Лейбниц считал «Теодицею». В ней он ставит задачу доказать, что существование в мире зла не противоречит тому, что миром правит всемогущий и благой Бог, - говорит Виктор Лега. - Чтобы понять философию Лейбница, необходимо представить себе его как личность, не отрывая его философские взгляды от других его воззрений. Как ученый, он не только развивал науку, но был фактически одним из ее созидателей, поскольку разрабатывал основные принципы современной физики. Как философ, он пытался эти принципы осмыслить, задавая себе вопросы об их сущности и значимости.
Одна из фундаментальных философских работ Лейбница — «Новые опыты о человеческом разуме», направленная против локковских «Опытов о человеческом разуме». В ней Лейбниц, строго следуя структуре локковского произведения, предлагает свои ответы на каждый из параграфов философии мыслителя. В частности, делает добавление к знаменитому тезису Локка: «Нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах» — «кроме самого ума». Таким же образом Лейбниц остроумно отвечает и на другие материалистические идеи Джона Локка.
Лейбниц внес большой вклад в математику. Ему принадлежат многие нововведения, в частности понятия функции, дифференциала, координаты, переменной, алгоритма и др. Не меньше влияние мыслитель оказал на последующую философию, в том числе русскую. У его ученика Христиана Вольфа учился Михаил Васильевич Ломоносов. По учебнику А. Баумгартена, также учившегося у Вольфа, преподавал философию И. Кант.
Примерно в одно время с Лейбницем дифференциальным и интегральным исчислением занимается Исаак Ньютон. Это послужило поводом для судебных разбирательств между Лейбницем и Ньютоном в плане установления научного первенства. История распорядилась так, что было признано независимое открытие этого нового раздела математики двумя учеными, и основное уравнение дифференциального и интегрального исчисления с тех пор называется формулой Ньютона — Лейбница.
Отдельным разделом философии Лейбница является его учение о монадологии, которое и сегодня весьма актуально для современной науки.