Многогранный философ

Участники философского клуба Сатки познакомились с мировоззрением французского мыслителя Жан Жака Руссо. Встречу провел заведующий кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктора Лега.

 Жан-Жак Руссо - один из самых интересных и противоречивых философов французского Просвещения. Свой жизненный путь он описал в автобиографической «Исповеди». А знаменитым станет в 1750 году после того, как его работа на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» займет 1 место в конкурсе, объявленном Дижонской академией.

- Эта работа написана совершенно не в просветительском ключе. Руссо развивал идею, что ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов, а, наоборот, играют совершенно противоположную роль. Он указывал, что науки вредны, поскольку создают неестественные условия жизни в обществе. Науки и искусства существуют сами для себя, для очень небольшого круга людей. Кроме того, они сами по себе возникли из праздного любопытства.  «Астрономия имеет своим источником суеверие; красноречие — честолюбие, ненависть, ложь, лесть; геометрия — корыстолюбие; физика — праздное любопытство. Но Руссо не призывал вернуться в леса и пещеры, он призывал к гармонии между властью и народом, человеком и природой, - рассказывает Виктор Петрович.

Через пять лет Ж. Ж. Руссо пишет работу «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Здесь мыслитель развивает идею общественного договора, знакомую нам по философии Т. Гоббса. Однако идеи Руссо отличаются от тех, которые развивал английский философ. По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в развитом, цивилизованном обществе. В первобытном состоянии люди равны, всё добывают своим трудом, и потому нет ни зависти, ни насилия. Чтобы уничтожить неравенство, приводящее людей к несчастьям и бедствиям, нужно отвергнуть цивилизацию и вернуться в то состояние блаженства, в котором существовали первобытные люди.

Жан Жак Руссо был не только философом, но и очень известным писателем, композитором. Его роман «Юлия, или Новая Элоиза» является первым произведением, написанным в жанре сентиментального романа. А его опера «Деревенский колдун» пользовалась огромной популярностью в свое время.

К художественным произведениям мыслителя принадлежит также роман-трактат «Эмиль, или о воспитании», который знакомит с педагогическими идеями Руссо.

- Многие мысли Руссо заимствовал у Джона Локка. По его мнению, в воспитании ребенка важно, прежде всего, естественное самовоспитание. Нравственность присуща ребенку, она не зависит от внешних факторов. Нужно дать возможность человеку развиваться свободно, а не под принуждением, опираясь на свои природные задатки, а не на испорченную разумом культуру. Тогда воспитание будет наиболее успешным. К личности ребенка нужно относиться с уважением и воспитывать в нем главное качество для человека - сострадание. От природы мы добры, портит нас общество, - продолжает В. П. Лега.

В работе «Эмиль, или о воспитании» есть глава «Исповедание веры савойского викария». В ней философ излагает свои религиозные взгляды. Он всегда возражал против любой конфессиональной религии. Будучи по рождению протестантом, Руссо, для того чтобы получить образование, легко принял католицизм, от которого впоследствии также отказался, вернувшись в протестантизм.

Руссо больше размышлял не о христианстве, а о некой естественной религии. Он был уверен, что общество атеистов существовать не может, потому и религия должна существовать, а правительство — заботиться о том, чтобы она была прочной.

Труды Руссо оказали влияние на многих. В философии – на Канта, в политике – на Робеспьера. В литературе – на Карамзина, раннего Достоевского и других. Так, Лев Толстой включал произведения Руссо в обязательное чтение.