Диалог о философии
В гостях у философского клуба Сатки побывал доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологи Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета; директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии Сергей Борисов. Встреча состоялась в Центральной библиотеке Сатки.
Любители философии говорили о необходимости философской практики, важности чтения философских текстов, а также свободе и нравственности.
- Приятно быть сегодня в Сатке, это мой родной город. Здесь я учился в школе № 5. Здесь закладывались основы моих жизненных интересов, - начал разговор Сергей Валентинович. - Для меня философия – способ постоянного получения новизны отношения к миру. Но новизна заключается не в том, что узнаю новые концепции и теории, а в возможности пропустить через собственное сознание полученную информацию, ощутить ее как факт своего существования и через это поменять взгляд на мир. Это позволяет почувствовать контакт с реальностью. А лучшие проводники в философию – философские тексты. Читая их, настраиваешься на глубину восприятия мысли. И каждый раз откроешь новое.
В ходе беседы была затронута тема свободы. Именно благодаря философии человек может обрести ее, но не социально-политическом или юридическом смысле. Благодаря философии человек может найти выход из той ситуации, из которой кажется выхода нет.
- А свобода для себя может противоречить морали, нравственности? - звучит вопрос.
- Морали может, нравственности нет. Поясню. Под моралью, как правило, понимают некие внешние социальноустановленные нормы. У нравственности иные корни. Нрав. Это не просто формальное следование тем или иным нормам, это признание их за ценность. А раз я признаю их в качестве ценности, значит я делаю свободный, уникальный выбор, даже если поступаю вразрез с мнением других по этому вопросу. Быть нравственным - как раз реализовывать свободу, - считает Сергей Борисов.
- А с какого возраста можно заниматься философией с детьми? – интересуются участники.
- В мире существует достаточно много методик. В том числе направленных на работу с детьми дошкольного возраста. Лично у меня был опыт работы в частной школе с детьми 7-9 лет. Мы рассаживались на ковре по кругу и говорили на самые разные темы: отношении к жизни, счастье, дружбе, реальности, страхах. Занятия философией формируют у ребят навыки ведения беседы, аргументации. Но специалист, который ведет эту работу, должен иметь специальную подготовку.