Творчество на грани двух миров
Что такое мистика? В чем ее отличие от магии и сказки? Можно ли ставить знак равенства между мистикой и фактами, которые не может объяснить наука? Об этом и многом другом говорили участники заседания философского клуба 18 января.
В поисках ответов любители философии обращались к творчеству русских поэтов, в том числе Владимира Соловьева, Александра Блока, Осипа Мандельштама. Некоторые читали произведения собственного сочинения.
- Мне кажется, мистика в русской и мировой поэзии появилась примерно в 18 веке. Погорельский, Жуковский… Но не у каждого поэта много мистических произведений. Почему? На мой взгляд, мистическое рождается, когда человек несчастен. К примеру, у Лермонтова каждое второе стихотворение мистическое. Через мистику поэт пытается обрести понимание, почему он несчастен, - говорит Юлия Масолова. - Огромное количество мистических произведений создается на рубеже 19-20 веков, когда было не понятно, что ждет человека завтра. Блок, Белый, Гиппиус - они все пытались заглянуть в будущее и практически все предсказывали его. Меня всегда удивляло, как много поэтов предсказали свою смерть: Лермонтов («В долине Дагестана я лежу»), Гумилев («Меня убьет солдат»), Рубцов («Я умру в крещенские морозы»).
Участники встречи отметили также, что к мистике обращались не только поэты, писатели, но и художники. Яркий пример - Демон Врубеля. Художник говорил, что образ невероятной нечеловеческой силы, могучий дух постоянно стоит перед его взором. Попытке выразить его в красках мастер посвятил всю жизнь, но в итоге посчитал, что не смог этого сделать.