Этапы развития позитивизма

Участники очередного заседания философского клуба Сатки продолжили разговор о позитивизме. Встречу провел заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега.

Второй этап позитивизма возникает в конце XIX в. и связывается с именами австрийских философов Маха и Авенариуса. В это время происходят серьезные открытия в области физики. Прежде всего, открытие радиоактивности и квантово-механического строения вещества. Вследствие этого возникает представление о том, что материя исчезает. А значит у физики, которая всегда занималась изучением материальной природы, как бы исчезает ее собственный предмет изучения — вещество. Если природы как таковой нет, то нет и предмета для изучения.

Этот вопрос по-разному пытаются решить Мах и Авенариус. С одной стороны, философы -позитивисты второго этапа (эмпириокритики), утверждают, что этот кризис вызван именно тем, что в умах ученых устоялись старые философские предрассудки, в том числе учение о материи.

- Физик должен отказаться от привычного понимания материи. Она должна исследовать только факты, опираясь на опыт. Философия же должна помочь физике в анализе ее опытного метода (отсюда название второго этапа: эмпириокритицизм — критика опыта). Наука должна быть не рассудочной, а опытной, тогда никакого кризиса не возникнет. Есть опытное понимание микромира — будем его изучать, не выдумывая никаких абстрактных метафизических сущностей, какой является материя, - говорит Виктор Петрович.

Общая черта второго позитивизма – конвеционализм - философская концепция, согласно которой научные понятия  и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учеными.

В ХХ в. возникает третий этап развития позитивизма (неопозитивизм), который характеризуется различными направлениями, связанный с именами австрийского философа Людвига Витгенштейна и британских философов, математиков Бертрана Рассела (на фото) и Александра Уйатхеда.

Основные идеи неопозитивизма были изложены Витгенштейном в «Логико-философском трактате», совершившем переворот в философии.
По мнению мыслителя, целью философии является логическое прояснение мысли. Философия должна разъяснять и строго разграничивать их.  Идеальный образец науки – математика. Почему она достигает абсолютной истины, с которой никто не спорит? Почему все считают ее образцом научного познания? Именно потому, что математика разработала свой математический язык. Любая другая наука должна также следовать этому методу и создать свой идеальный язык, тогда отпадут все псевдопроблемы и разногласия, возникающие не только в философии, но и в науке.

Рассел и Витгенштейн подтолкнули кафедру философии в Венском университете к созданию «Венского кружка», основным представителем которого являлся Рудольф Карнап. Для того, чтобы объяснить, каким образом философия может помочь уяснению своего логического и понятийного языка, мыслитель выдвигает принцип верификации основной принцип неопозитивизма, вводит понятие протокольного предложения, т. е. соответствующее некоему факту которое нельзя разбить на более мелкие.

Другое направление — постпозитивизм известного английского философа Карла Поппера, который предложил принцип фальсификации. Согласно мнению мыслителя, знание является научным тогда и только тогда, когда его можно опровергнуть на опыте. Ведь истина, как известно, рождается в споре, в умении опровергать положения и защищать их.