Просвещение как эпоха и явление
На очередной встрече любители философии Сатки обсудили работу Канта «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?».
Текст, интересный с точки зрения взгляда автора на эпоху Просвещения, а также на само понятие просвещение, родил у читателей мысли на самые разные темы. В ходе дискуссии были подняты самые разные вопросы. К примеру, что такое свобода (мысли, духа, выбора) должен ли человек безоговорочно подчиняться своему правителю, нужно ли прививать современным детям любовь к классическому искусству или, почему в настоящее время человек не хочет пользоваться информацией, находящейся в открытом доступе.
- Кант говорит, что человек , который не занимается просвещением, просто ленится. Лень – это грех. Как стоит относиться к таким людям, сторониться или заставить учиться? – звучит вопрос.
- Ответ на этот вопрос есть в самом тексте. Автор высказывает гипотезу, что те, кто способен это делать, должны вести за собой остальных. Просвещенные могут влиять на непросвещенных. Но мне кажется, заставить людей просвещаться насильно нельзя, это все равно, что привести лошадь к водопою и заставить ее пить, если она не хочет, - высказал точку зрения Алексей Абрамов.
А мне интересно, как соотнести свободу выбора с системой образования? Согласно Канту человек приходит к пониманию необходимости Просвещения в разном возрасте. Мы же отдаем в школу детей в 7 лет, не дожидаясь, когда они повзрослеют и начнут пользоваться своим разумом.
- 7 лет – это возраст, когда человек физиологически и психологически готов к обучению. Но система образования гибкая, и в случае необходимости она может подстроиться под конкретного человека. Что касается возможности ребенка проявить себя, высказать свое мнение в современных школах, учителя дают ему достаточно возможностей сделать это. Олимпиадное и волонтерское движение, различные конкурсы. Но нужно помнить, что просвещение зависит от среды, в которой находится человек. Человек будет просвещенным тогда, когда его будут окружать просвещенные люди. Просвещенность – не только школа, но и родители. И сам родитель должен просвещаться на протяжении своей жизни, чтобы учить чему-то своего ребенка. И чувствовать себя уверенным вообще, - считает Светлана Гилязова.
Ведущий встречи Андрей Яров отметил, что здорово, когда прочтение произведения рождает столько мыслей.
- Наш клуб – это тоже просветительский проект. Мы здесь для того, чтобы размышлять, рассуждать, обмениваться своими точками зрения. Поэтому текст Канта, с которым мы ознакомились сегодня, имеет прямое к нам отношение, - отметил он.