Манипуляторы и манипулируемые
Что такое манипуляция, допустима ли она в современном обществе, какие способы управления сознанием человека существуют? Об этом и многом другом дискутировали участники философского клуба Сатки на заседании, состоявшемся 15 сентября.
Встреча стала продолжением цикла бесед на тему «Социальная философия и вызовы современности». Остановившись на 10 способах управления массами современного философа Ноама Хомского, соведущий Андрей предложил перейти к беседе.
– Напомню свою точку зрения, что любая философия начинается с удивления, сомнения, вопросов. И в процессе философствования главным является вольный диалог, а не строгие лекции и доклады, – сказал он. – Для начала давайте порассуждаем о том, что такое манипуляция. Для меня это осознанная попытка воздействия (вербального, интеллектуального) на человека при этом со скрытыми мотивами. Возможно, кто-то считает иначе. – У меня есть убежденность, что любая манипуляция является коммуникативной. Чтобы мы не делали, чтобы не говорили, мы оказываемся в области манипулирования другими людьми. И вступая в коммуникацию, запускаем ту или иную эмоциональную конструкцию. Даже сейчас, высказывая свою точку зрения, я манипулирую вами. Яркий пример манипуляции, на мой взгляд,– это образовательный процесс. Все учителя манипулируют учениками, – считает участник философского клуба Игорь Сажин.
– Я преподавала в школе порядка 40 лет и не согласна с тем, что педагоги манипулируют детьми. Учителям запрещено высказывать свое мнение, они опираются только на мнения авторитетов, ученых. С 5 класса учитель формирует у ребят навыки работы с разными текстами и источниками и учит их сопоставлять, анализировать, делать выводы. И если учитель грамотный, он формирует у учеников стойкие убеждения, не навязывая своих, – вступила в разговор Лидия Петровна.
– Андрей Юрьевич, а как вы считаете, манипуляция – это всегда плохо? – звучит вопрос.
– Пожалуй, здесь тоже нет единого ответа, поскольку все зависит от того, как каждый из нас представляет, что такое этично, а что нет. Манипуляторы – все. И наша задача научиться видеть эти манипуляции и соответственным образом реагировать на них. Но если мы разумны и достаточно продвинуты, то научаемся ограждаться от манипуляторов.
А чтобы снизить влияние на себя манипуляций, люди должны получать серьезное фундаментальное образование, которое формирует мышление и дает возможность понимания реальной картины мира. К такому выводу пришли участники в ходе дискуссии.
В процессе обсуждения были также затронуты социальные аспекты манипулятивных практик.
На дальнейших встречах любители философии обсудят понятия «демократия», «гражданское общество».