Краеведение сквозь призму философии

В преддверии старта открытой научно-практической краеведческой конференции «Горное сердце Евразии», посвящённой 95-летию Саткинского района, саткинцы взглянули на краеведение сквозь призму философии.

Участие в конференции примут более 70 человек – доктора наук и кандидаты наук, краеведы, студенты саткинских колледжей и вузов региона. Они представят свои доклады в пяти секциях: «История и люди», «Природа и туризм», «Культура и творчество», «Философия», «Инженерно-техническое и промышленное краеведение». Есть в числе участников конференции – представители философского клуба Сатки. Так, на пленарном заседании с докладом «Самобытный местный художник как субъект и объект краеведения на примере творчества саткинского живописца и графика Александра Суханова» выступят Сергей Жеребцов и Наталья Нихоношина. А Павел Зызин представит два доклада в секции «История и люди»: «Восстание Карасакала в Айлинской и Куванской волостях, Сибирской дороги Исетской провинции» и «Боевые действия пугачевцев на территории Саткинского района».

Читать дальше

Коперниканский переворот в философии

Участники философского клуба Сатки завершили разговор о философии французского просвещения и начали рассматривать философскую систему немецкого мыслителя Иммануила Канта.

Встречу провел заведующий кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктора Лега. Прежде чем перейти к изучению жизнедеятельности яркого представителя немецкой классической философии, он остановился на мировоззрении еще четырех представителях философии французского просвещения: Жюльене Офре де Ламетри, Дени Дидро, Клоде Адриане Гельвеции и Поле Анри Дитрихе Гольбахе.

Читать дальше

Многогранный философ

Участники философского клуба Сатки познакомились с мировоззрением французского мыслителя Жан Жака Руссо. Встречу провел заведующий кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктора Лега.

 Жан-Жак Руссо - один из самых интересных и противоречивых философов французского Просвещения. Свой жизненный путь он описал в автобиографической «Исповеди». А знаменитым станет в 1750 году после того, как его работа на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» займет 1 место в конкурсе, объявленном Дижонской академией.

- Эта работа написана совершенно не в просветительском ключе. Руссо развивал идею, что ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов, а, наоборот, играют совершенно противоположную роль. Он указывал, что науки вредны, поскольку создают неестественные условия жизни в обществе. Науки и искусства существуют сами для себя, для очень небольшого круга людей. Кроме того, они сами по себе возникли из праздного любопытства.  «Астрономия имеет своим источником суеверие; красноречие — честолюбие, ненависть, ложь, лесть; геометрия — корыстолюбие; физика — праздное любопытство. Но Руссо не призывал вернуться в леса и пещеры, он призывал к гармонии между властью и народом, человеком и природой, - рассказывает Виктор Петрович.

Читать дальше

Философия свободы

Что такое свобода, где проходят ее границы, отличаются ли эти границы у народа и людей, стоящих у власти? Об этом рассуждали участники очередного заседания философского клуба Сатки.

Встречу провела заведующая кафедрой философии Челябинского государственного университета Альфия Янаховна Камалетдинова.

- Нельзя дать точного определения свободе. Абстрактно это идея, которая отражает отношение субъекта к своим действиям, поступкам. В философии свобода – проявление субъектом своей воли на основе понимания и осознания законов развития природы и общества. В правовом пространстве свобода нормативно закрепленна в законодательстве как возможность определенного поведения. Например, декларация прав человека и гражданина трактует свободу, как возможность делать все, что не приносит вреда другому, - говорит Альфия Янаховна.

Читать дальше

Создатель науки

Очередное собрание философского клуба, состоявшееся 19 августа, было посвящено рассмотрению мировоззрения немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Встречу провел заведующий кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктора Петрович Лега.

Г. В. Лейбница без преувеличения можно назвать одним из величайших философов и ученых человечества. По образному выражению Д. Дидро, он был для Германии одновременно и Платоном, и Аристотелем, и Архимедом.

- Лейбниц находился в постоянном поиске, не был догматическим мыслителем, порой менял свои взгляды. Его интересы были достаточно разнообразными: философия, богословие, математика, механика, физика (ему принадлежит открытие закона сохранения энергии), геология. Число его произведений составляет порядка 75 тысяч, разного объема. В философском плане главной своей работой Лейбниц считал «Теодицею». В ней он ставит задачу доказать, что существование в мире зла не противоречит тому, что миром правит всемогущий и благой Бог, - говорит Виктор Лега. - Чтобы понять философию Лейбница, необходимо представить себе его как личность, не отрывая его философские взгляды от других его воззрений. Как ученый, он не только развивал науку, но был фактически одним из ее созидателей, поскольку разрабатывал основные принципы современной физики. Как философ, он пытался эти принципы осмыслить, задавая себе вопросы об их сущности и значимости.

Читать дальше

"Универсальный человек"

Об эпохе Возрождения, одном из великом ее представителе - Леонардо да Винчи, а также феномене «универсального человека» шел разговор на заседании философского клуба Сатки 24 августа. Мероприятие состоялось в рамках Дней итальянской культуры в Сатке.

Существует расхожее мнение, что светлая эпоха Возрождения пришла на смену мрачному средневековью. Во многом такие идеи разрабатывались французскими просветителями, боровшихся с религией и утверждавших светское мировоззрение. Процесс дальнейшей секуляризации всех сфера общественной жизни в истории человечества привел к доминированию данной точки зрения. Но нужно иметь в виду, - отметил руководитель философского клуба Георгий Дергачев,- что в каждой эпохе можно выделить три периода ее существования: начало, когда возникают новые формы жизни и культуры, обозначаются грандиозные перспективы ее будущего развития; середина, период классики, глубокого осмысления бытия; и ее конец,  разложение и гибель.

Читать дальше